МВД и т. д. Силовиков объединяют для сокращения бюджетных расходов
Реформа МВД Как стало известно, в администрацию Президента поступили предложения об изменениях в силовых ведомствах в рамках сокращенного бюджета. Речь в первую очередь идет о возможном расформировании ФСКН и ФМС, чьи функции могут быть переданы МВД. Часть бывших наркополицейских предполагают влить в состав уголовного розыска, а почти половину сотрудников миграционной службы передать в состав нового паспортно-визового управления МВД. При этом вопросы трудовой миграции могут отдать в ведение Минтруда. Контроль же за легальным оборотом наркотиков возложат на Минздрав.

В конце прошлой недели в администрацию президента поступил ряд предложений о грядущих сокращениях в силовых и правоохранительных органах. Они были предоставлены Минфином, МВД и ФСКН. В рамках сокращения бюджета предлагается расформировать две службы — ФСКН и ФМС. На данный момент штатная численность наркоконтроля составляет около 34 тыс. сотрудников. Из них предполагается уволить около 27 тыс., а 7,5 тыс. офицеров перевести в МВД в подразделения уголовного розыска. Это позволит сократить расходные статьи бюджета примерно на 30 млрд. руб. Экономия главным образом произойдет за счет массового сокращения управленческого аппарата и генеральских должностей.

Отдельно поясняется, что темой легального оборота наркотиков (аптеки, фармацевтические компании и т. д.) станут заниматься уже не правоохранительные органы, а соответствующие службы Минздрава.

Кроме того, как пояснил зампред думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн, из состава ФМС, в которой сейчас числится более 40 тыс. госслужащих и прикомандированных из МВД офицеров, планируется передать в МВД около 19,5 тыс. сотрудников. Для этого в МВД возможно восстановление паспортно-визовой службы — предшественника ФМС. Вопросы трудовой миграции в таком случае будут переданы Минтруду.

В свою очередь, глава ФСКН Виктор Иванов направил в администрацию президента письмо, в котором указал, что ликвидация его службы приведет к серьезным негативным последствиям и ухудшению "оперативной обстановки" в стране в целом. В ФСКН от комментариев воздержались, однако источник в ведомстве сообщил, что, по подсчетам Минфина, экономический эффект от ликвидации Госнаркоконтроля может наступить только в 2017 году, но проблемы, по его словам, возникнут уже сейчас. Будет уничтожена спецслужба, создававшаяся для решения проблемы наркомании, угрожающей безопасности всей страны; на улице окажутся тысячи ее сотрудников, которым придется выплатить от 2,5 млрд до 4 млрд руб. компенсаций, а те, что будут трудоустроены в МВД, "растворятся" в этом ведомстве и в итоге также могут оказаться без работы, так как и в министерстве планируются серьезные, до 100 тыс. человек, сокращения. Особо обращается внимание на то, что вместе с возможной реорганизацией ФСКН наверняка будут заморожены и все реабилитационные программы, которые активно продвигал в последнее время ее руководитель Виктор Иванов.

Против расформирования ФСКН выступает и ряд общественных организаций. Председатель всероссийского общественного движения "Союз матерей России" Ольга Панина пояснила, что на днях состоится специальное совещание родительского комитета организации, в повестку которого включен вопрос о судьбе ФСКН и направлении руководству государства соответствующего обращения. Общественники считают, что у МВД и так слишком много функций, поэтому с такой специфической задачей, как противодействие незаконному обороту наркотиков, оно может и не справиться.

Между тем депутат Госдумы Николай Ковалев, в прошлом директор ФСБ, заявил, что считает предложенные меры по сокращению ФСКН и ФМС "абсолютно логичным и принципиальным решением". По его словам, в последние годы ФСКН стала обособленной структурой, которая начала конкурировать со своими "смежниками" — МВД, ФСБ, таможней и т. д. "Эта конкуренция нам дорого обошлась. Доходило даже до того, что оперативники разрабатывали вместо преступников друг друга",— сообщил парламентарий.

Одним из наиболее ярких примеров этого является противостояние ФСКН и отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ОБНОН) МВД Татарстана, в результате которого по обвинениям в "превышении должностных полномочий" (ст. 286 УК РФ) и "незаконном обороте наркотических средств" (ст. 228 УК РФ) под стражу взяли четверых высокопоставленных офицеров полиции, а еще два десятка оказались под подозрением. Сейчас, правда, дело начало разваливаться, а аресты начались уже среди сотрудников регионального наркоконтроля.

Как считает господин Ковалев, борьба с наркотиками, особенно с трафиком из-за рубежа, будет гораздо эффективнее, если будет вестись именно МВД, у которого несравненно больше возможностей, чем у ФСКН. По его мнению, ФСКН не всегда своевременно реагировала на появляющиеся новые угрозы — например, спайсы.

"Мы с коллегами в Госдуме поддержали закон об их запрете",— напомнил Николай Ковалев. Но, как он считает, это была запоздалая полумера. По его словам, тех же распространителей спайсов, не дожидаясь их официального запрета, вполне можно было задерживать в рамках ст. 238 УК (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности), предусматривающей до десяти лет заключения.

В МВД и ФМС от официальных комментариев воздерживаются, ссылаясь на то, что решение о судьбе той или иной службы находится в компетенции исключительно президента. Такую же позицию заняли и в Минфине. "Данный вопрос не входит в компетенцию Минфина. По указанным вопросам решение принимает президент",— пояснил официальный представитель ведомства.

Как реформировалось МВД Как реформировали полицейские ведомства в России в схеме.

18 апреля 1991 года Верховный совет РСФСР принял закон «О милиции», позволявший создавать муниципальную милицию и образовывавший МВД РСФСР. Части закона СССР «О советской милиции», противоречащие новому закону, переставали действовать на территории России.

18 марта 1992 года указом президента при Государственной налоговой службе было сформировано Главное управление налоговых расследований РФ. В 1993 году на его базе создан самостоятельный Департамент налоговой полиции. В декабре 1995 года он был преобразован в Федеральную службу налоговой полиции (ФСНП) численностью 43,8 тыс. человек.

В июле 1998 года уголовно-исполнительные функции перешли от МВД Минюсту, в составе которого создали Главное управление исполнения наказаний(ГУИН). В марте 2004 года на базе ГУИН была создана Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН). Также с 1998 года в составе Минюста действуетФедеральная служба судебных приставов (ФССП).

В ноябре 2001 года Государственная противопожарная служба была передана из МВД в МЧС. 278 тыс. сотрудников ГПС присоединились к 70 тыс. служащих МЧС.

В июле 2003 года президент ликвидировал налоговую полицию, передав ее функции МВД. Материальную базу и штат ФСНП в 40 тыс. человек получилГоснарконтроль РФ, созданный 11 марта 2003 года на основе Госкомитета по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при МВД. В марте 2004 года он был преобразован в Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН).

В июле 2004 года на базе паспортно-визовой службы МВД создана самостоятельная Федеральная миграционная служба (ФМС) численностью 37,3 тыс. человек.

В феврале 2011 года был принят закон «О полиции», реформировавший систему органов внутренних дел. В ходе реорганизации милиция была переименована в полицию, штат был сокращен на 20%, сотрудники прошли переаттестацию.

Источник:  Коммерсант