Обзор изменений в федеральном законодательстве от 26.01.2015
zakon Обращаем ваше внимание на изменения в федеральном законодательстве.

- Федеральный закон от 29.12.2014 № 456-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

На органы местного самоуправления возлагается обязанность разрабатывать и утверждать программы комплексного развития транспортной и социальной инфраструктур поселения и городского округа.

В Градостроительном кодексе РФ вводятся понятия "программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа" и "программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа".

К полномочиям органов государственной власти РФ в области градостроительной деятельности отнесено установление требований к указанным программам, а также порядок осуществления мониторинга их разработки и утверждения. К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области градостроительной деятельности отнесено осуществление мониторинга разработки и утверждения данных программ.

Предусматривается, что до 31 декабря 2015 года Правительство РФ должно установить требования к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов.

При наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, утвержденных до 1 января 2015 года, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов должны быть разработаны и утверждены в течение 6 месяцев со дня установления Правительством РФ указанных требований. 

- Федеральный закон от 21.07.2014 № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования»

Создается система независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания.

Независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания предусматривает оценку условий оказания услуг по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организации социального обслуживания; комфортность условий предоставления социальных услуг и доступность их получения; время ожидания предоставления социальной услуги; доброжелательность, вежливость, компетентность работников организаций социального обслуживания; удовлетворенность качеством оказания услуг.

Для функционирования системы независимой оценки качества оказания услуг уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления с участием общественных организаций, общественных объединений (их ассоциаций, союзов) и профессиональных сообществ (их представителей) либо формируют общественные советы по проведению независимой оценки качества оказания услуг, предоставляемых соответствующими организациями, либо возлагают такие функции на существующие при этих органах общественные советы. Кроме того, указанными органами на конкурсной основе осуществляется отбор оператора, задачей которого является сбор, обобщение и анализ информации о качестве оказания услуг организациями.

Независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания, организуемая общественными советами по ее проведению, проводится не чаще чем 1 раз в год и не реже чем 1 раз в 3 года.

Информация о результатах оценки размещается на официальных сайтах уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, официальных сайтах органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет". Кроме того, указанными органами обеспечивается техническая возможность выражения мнений получателями услуг об их качестве. 

- Федеральный закон от 04.06.2014 № 146-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

На выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления теперь можно проголосовать "против всех кандидатов" ("против всех списков кандидатов").

Соответствующая графа включена в избирательные бюллетени.

Предусматривается, что выборы должностного лица местного самоуправления по единому одномандатному округу или выборы депутатов представительного органа местного самоуправления по единому многомандатному округу признаются несостоявшимися, если против всех кандидатов проголосует больше избирателей, чем проголосовало за кандидата, набравшего наибольшее количество голосов. 

- Федеральный закон от 29.12.2014 № 485-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации»

Вступает в силу Федеральный закон от 29.12.2014 N 485-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации".

Предусматривается возможность перераспределения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления в областях погребения и похоронного дела, обращения с отходами, земельных отношений, жилищных отношений, градостроительной деятельности, регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, регулирования торговой деятельности, а также в сферах рекламы, организации розничных рынков, организации и осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Кроме того, уточняется порядок разграничения между муниципальными образованиями имущества, находящегося в муниципальной собственности, а также уточняются разграничения полномочий между органами местного самоуправления по организации теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территориях сельских поселений. 

- Федеральный закон от 23.07.2013 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости"

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в случае выдачи ими разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию теперь обязаны в порядке информационного взаимодействия направлять соответствующие документы в Росреестр для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.

В свою очередь, Росреестр при поступлении в порядке информационного взаимодействия копии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляет постановку на учет такого объекта в установленные сроки. 

- Федеральный закон от 21.07.2014 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Создаются условия для привлечения частных инвестиций в проекты, реализуемые на концессионной основе.

Предусматривается, что плата концедента может выплачиваться в случае, если она предусмотрена решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией.

В случае если при заключении концессионного соглашения планируются создание и (или) реконструкция объекта, части которого находятся или будут находиться в собственности разных публично-правовых образований, указанными публично-правовыми образованиями до объявления о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения заключается соглашение о проведении совместного конкурса

Устанавливается, что срок действия концессионного соглашения определяется с учетом срока создания или реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций в создание или реконструкцию объекта концессионного соглашения, срока окупаемости таких инвестиций, срока получения концессионером объема валовой выручки, определенных концессионным соглашением, срока исполнения других обязательств концессионера или концедента по концессионному соглашению.

Срок действия концессионного соглашения может быть продлен, но не более чем на 5 лет, по соглашению сторон на основании решения Правительства РФ (для концессионного соглашения, концедентом в котором является РФ), высшего органа исполнительной власти субъекта РФ (для концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект РФ) либо местной администрации муниципального образования (для концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование). При этом, продление срока действия концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект РФ или муниципальное образование, осуществляется по согласованию с ФАС России. Правительство РФ определяет основания, по которым может быть продлен срок действия концессионного соглашения, а также порядок согласования антимонопольным органом продления срока действия концессионного соглашения.

Дополняется перечень существенных условий концессионного соглашения. Оно должно включать обязательства концедента или концессионера по подготовке территории, необходимой для создания или реконструкции объекта концессионного соглашения или для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и объем валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения, в том числе на каждый год срока действия концессионного соглашения, если объектом концессионного соглашения являются объекты коммунального хозяйства.

Уточняются порядок изменения существенных условий концессионного соглашения, порядок проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

В случае включения имущества, входящего в состав объекта концессионного соглашения, в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, в документ планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, или муниципального имущества на период, соответствующий окончанию срока действия концессионного соглашения, концессионер имеет преимущественное право на выкуп этого имущества. 

- Федеральный закон от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

Истекает срок, в течение которого собственники помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором более чем 16, в случае непосредственного управления таким домом обязаны провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме и принять решение о выборе иного способа управления.

В случае, если указанное решение не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, орган местного самоуправления обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством РФ, в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ в течение месяца со дня объявления о проведении этого конкурса. 

- Постановление Правительства РФ от 22.10.2014 № 1090 "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации и РСФСР и признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных нормативных правовых актов СССР"

В некоторые нормативные правовые акты Правительства РФ вносятся изменения, касающиеся земельных правоотношений.

В частности:

- предусматривается, что казачьи общины и их члены имеют право пользоваться в местах традиционного проживания казачества, а также в местах размещения новых казачьих поселений землями и земельными участками, необходимыми для восстановления традиционного уклада жизни казачества, обеспечивающего сочетание государственной службы с решением вопросов жизнеобеспечения казачьих общин;

- в новой редакции излагаются отдельные позиции перечня государственных услуг, предоставление которых организуется по принципу "одного окна";

- устанавливается, что в случае утверждения генерального плана либо внесения в него изменений орган местного самоуправления (орган государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утвержден или изменен генеральный план, включая сведения об установлении или изменении границ населенных пунктов.

Кроме того, приводится перечень нормативных правовых актов РФ и РСФСР, утрачивающих силу, а также нормативных правовых актов СССР, признаваемых не действующими на территории РФ. 

- Постановление Правительства РФ от 27.11.2014 N 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности"

Определен порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности земельных участков в определенных целях.

Речь идет о следующих целях:

- проведение инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года;

- строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения на срок их строительства, реконструкции;

- осуществление геологического изучения недр на срок действия соответствующей лицензии;

- сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности лицам, относящимся к таким народам.

Заявление о выдаче разрешения подается физическим или юридическим лицом (либо представителем) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, с приложением документов, согласно установленному перечню.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 25 дней со дня поступления заявления и в течение трех рабочих дней направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 25 дней со дня поступления заявления и в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов. 

- Постановление Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов"--

Определен перечень объектов, размещение которых может осуществляться на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В указанный перечень включены:

- подземные линейные сооружения и их наземные части;

- водопроводы и водоводы всех видов;

- линейные сооружения канализации и водоотведения;

- элементы благоустройства территории;

- линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ;

- нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы;

- тепловые сети всех видов;

- геодезические, межевые и предупреждающие знаки;

- защитные сооружения;

- линии и сооружения связи;

- подъездные дороги и проезды;

- пожарные водоемы;

- пруды-испарители;

- ветроэнергетические установки и солнечные батареи. 

- Постановление Правительства РФ от 03.12.2014 N 1299 "О утверждении Правил проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства"

Определен порядок проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства, расположенных на участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных по результатам аукциона, в связи с прекращением действия договора аренды таких земельных участков.

Публичные торги проводятся в форме аукциона, открытого по составу участников. Аукцион проводится на основании решения суда об изъятии объекта незавершенного строительства у собственника путем продажи с публичных торгов.

Устанавливаются содержание, сроки и порядок опубликования извещения о проведении аукциона.

Также определены требования к участникам аукциона и представляемым ими документам, случаи, когда заявитель не допускается к участию в аукционе, порядок проведения аукциона и определения его победителя, а также порядок оплаты победителем аукциона приобретенного объекта незавершенного строительства и перечисления средств бывшему собственнику объекта.

 - Приказ Минэкономразвития России от 22.11.2013 № 701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей»

Определен порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Объект недвижимости ставится на учет на основании заявления органа местного самоуправления, исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие бесхозяйность объекта недвижимости. Одновременно может быть подано заявление о государственном кадастровом учете объекта.

Решение о принятии объекта на учет принимается в срок не позднее 18 календарных дней со дня приема всех необходимых документов.

Принятие на учет осуществляется путем внесения записи в ЕГРП. 

Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год" (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014, протокол № 11)

Определен порядок установления систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год.