В пятницу Госдума одобрила в третьем чтении закон, разрешающий представительным органам избирать сити-менеджеров из своего состава либо из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Эксперты называют предложенную схему формирования власти на местах наиболее демократичной в рамках реформы местного самоуправления (МСУ), поскольку она наделяет реальными полномочиями городские парламенты, но сомневаются, что даже в условиях кризиса на нее станут переходить регионы. |
Принятые Госдумой поправки к избирательному законодательству и закону о МСУ позволяют избирать сити-менеджеров депутатами местных парламентов из своего состава (в этом случае сити-менеджер становится полновластным мэром, а его депутатские полномочия прекращаются), а также избирать главу администрации из числа отобранных конкурсной комиссией кандидатов на эту должность. Один из авторов поправок, глава думского комитета по федеративному устройству и вопросам МСУ Виктор Кидяев (еще один автор — глава профильного комитета Совета федерации Дмитрий Азаров), назвал свою инициативу "шагом в развитии демократических основ МСУ". Появление поправок он пояснил "сложно разрешимыми конфликтами", которые могут возникать, когда муниципалитетом одновременно руководят сити-менеджер и глава города--спикер парламента.
Поправки дают региональным законодателям на выбор две новые модели формирования местной власти в дополнение к тем, что были закреплены стартовавшей в мае реформой МСУ. Напомним, до конца ноября регионы должны были выбрать одну из трех схем: прямые выборы мэра, избрание главы города--спикера из состава депутатов либо на прямых выборах (два последних варианта предполагают, что за хозяйство отвечает нанятый по конкурсу сити-менеджер). По итогам реформы прямые выборы мэров были сохранены в 15 региональных столицах. Как говорит источник в Госдуме, по сути, две новые модели возвращают МСУ "к советской системе, когда председатель исполкома избирался из состава депутатов и отвечал за все". "Глава администрации, избранный из состава депутатов, будет более легитимен, чем сити-менеджер, с него и спросить можно больше",— отметил собеседник.
Президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов считает, что поправки приняты "в рамках негласного запрета федерального центра на выборы мэров, что проявилось, например, в Ярославле или Красноярске". По его словам, "это важно для маневренности реформы МСУ", в частности, для тех губернаторов, кто "не хочет давить на местные власти, а предпочитает с ними договариваться". По словам эксперта, "на сегодня это наиболее демократичная схема формирования органов МСУ". Отметим, что теми же поправками Госдума запретила депутатам местных парламентов, распущенных по их вине за бездействие ("за непроведение полномочного заседания в течение трех месяцев"), повторно участвовать в выборах. По предложению правительства им разрешено отстаивать свое право на участие в выборах в суде в частном порядке. Судя по всему, поправки появились в связи с тем, что отдельные муниципалитеты отказываются исполнять решение региональных законодателей по реформе МСУ.
Как отмечает доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ Ольга Баженова, в 2014 году на муниципальных выборах была рекордно низкая явка — 11-14%. По мнению эксперта, реформа МСУ "наткнулась на сопротивление избирателей", и власть пытается "вернуться назад". Госпожа Баженова считает "благотворным" наделение представительных органов реальными полномочиями по избранию главы администрации, поскольку это превратит их "в реальную ведущую силу". Однако она сомневается в том, что власти регионов выберут новую модель, даже несмотря на то что это даст возможность "в кризисной ситуации переложить часть ответственности за недовольство населения на муниципальную власть".
Между тем, как сказал "Ъ" глава аппарата думского комитета по МСУ Игорь Бабичев, это не последние поправки к закону о МСУ. "Думаю, его еще будут подчищать. Минюст, например, подготовил пакет поправок к ряду отраслевых законов о полномочиях МСУ",— говорит он.
Источник: Коммерсант