Президент Федеральной нотариальной палаты России Константин Корсик разъяснил в эксклюзивном интервью "Российской газете" существенные детали нового закона, вступившего в силу в этом году. Зарегистрировать недвижимость, если сделка оформлялась через нотариуса, можно будет за один день. Тарифы становятся разумными и более доступными. А сам нотариальный акт получил повышенную доказательственную силу. |
Константин Анатольевич, традиционный острый вопрос: сделки с недвижимостью. Начнут ли граждан заставлять оформлять жилье только через нотариуса?
Константин Корсик: Законодатель идет по пути повышения привлекательности для граждан нотариальной формы сделок с недвижимостью. То есть человек должен сам понять, что прийти к нам ему гораздо выгодней: в первую очередь с точки зрения безопасности и обеспечения гарантии своих прав.
Но сегодня людей больше интересует финансовая сторона вопроса. О том, что из-за каких-то нестыковок могут возникнуть проблемы с жильем, думают не всегда.
Константин Корсик: Такой стиль мышления, думаю, со временем изменится. Частная собственность требует тщательного юридического оформления именно для обеспечения защиты прав собственника. Иного пути, кроме как ввести в оборот недвижимости нотариуса, здесь нет.
Мы должны исходить из того, что государство и общество должны обеспечивать превентивные действия для правовой защиты граждан.
Все-таки давайте вернемся к тарифам. Что с ними стало?
Константин Корсик: Очень важным достижением нового закона я считаю снижение тарифов на нотариальное удостоверение сделки с недвижимостью до разумных величин. В частности, теперь, если происходит отчуждение недвижимого имущества стоимостью свыше 10 000 000 рублей при сделке между посторонними лицами, нотариальный тариф составит 25 000 рублей плюс 0,1 процента от суммы сделки, превышающей 10 000 000 рублей. Это вполне сопоставимая величина с теми расценками, которые сегодня существуют на рынке недвижимости у риелторов в случае, если договор купли-продажи жилья заключается в простой письменной форме. При том, что уровень гарантий, предоставляемый гражданам нотариусом, несопоставим с простой письменной формой, не говоря уже об удобстве граждан и сроках регистрации.
Вы говорите о слишком дорогих апартаментах для обычного человека. Все-таки в целом по стране жилье стоит дешевле.
Константин Корсик: Оформление договора купли-продажи квартиры стоимостью, например, 5 млн рублей обойдется сторонам в 15 тысяч. Согласно ранее действующим тарифам, такое же нотариальное действие стоило 40 тысяч рублей. Мы давно говорили о том, что в этом процессе каждый должен заниматься своим делом - риелтор работает на рынке, находит продавца и покупателя, подготавливает сделку. А обеспечивать правовую сторону сделки, ее юридическую бесспорность, подготовить документы для регистратора может и должен нотариус. И теперь обращение к нотариусу становится выгодным.
Другой фактор: время. Оно, бывает, дороже денег.
Константин Корсик: Скорость государственной регистрации прав на недвижимость в случае, если документы подает нотариус, теперь составляет всего один день. То есть мы в этой сфере должны выступать как фронт-офис Росреестра, предоставляя гражданам услуги в режиме "одного окна". А регистратор, не тратя время и ресурсы на проведение юридической экспертизы документов, что уже квалифицированно сделал нотариус, в свою очередь, должен зарегистрировать переход права собственности в результате этой сделки на основании предоставленных ему документов. Мы постепенно шли к формированию такого статуса, шаг за шагом, и сегодня мы можем говорить о том, что достигнут новый уровень той привлекательности, которую дает гражданам обращение к нотариусу.
Иными словами, вы считаете, что людей новые условия заинтересуют?
Константин Корсик: Изменения произошли не вдруг. В феврале прошлого года вступили в силу изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Они и положили начало повышению привлекательности нотариальной формы сделок с недвижимостью, развивая принцип "одного окна", когда нотариус выполняет функции по правовому сопровождению сделки, предоставляя гражданам и защиту их прав, и комфортный сервис.
Гражданин обращается к нотариусу, и нотариус готовит весь пакет документов для сделки. При этом гражданину не надо никуда ездить - нотариус сам получает для него документы из государственных реестров. На регистрацию документы в Росреестр также подает нотариус. Как показала практика, люди начинают осознавать, что обращаться к нотариусу действительно удобно. Теперь же, помимо заметного снижения тарифов, нотариус предоставляет еще больший комплекс услуг и гарантий.
Получается, что закон вводит еще и другие новшества для сделок с недвижимостью?
Константин Корсик: Да, здесь есть ряд принципиально важных новелл. В частности, закон предоставляет гражданам возможность производить через депозит нотариуса расчеты при сделках по соглашению сторон. Депозит нотариуса поможет обеспечить безопасность расчетов.
Но ведь технология расчетов вроде бы налажена, разве нет? Обычно это делают через банковские ячейки?
Константин Корсик: Система расчетов через банковские ячейки давно устарела, существуют возможности мошенничества, СМИ сообщают о многих случаях грабежа людей после выхода из банка с деньгами из ячейки. Отныне безопасность и людей, и самих расчетов обеспечивает нормальный, удобный и цивилизованный механизм, это депозит нотариуса. При этом стоимость такой услуги составит всего полторы тысячи рублей, если вы обратились к нотариусу для совершения сделки. Это дешевле, чем аренда банковской ячейки.
И все-таки от ошибок не застрахован никто. Что будет, если нотариус совершил промах и покупатель лишился жилья?
Константин Корсик: Ответственность нотариуса застрахована. Новым законом еще более усиливаются имущественные гарантии гражданам в случае, если нотариус допустил ошибку в своей работе и причинил этим ущерб гражданину. Помимо обязательной индивидуальной и коллективной страховки, которая дополняет то, что нотариус отвечает за свою работу всем своим имуществом, теперь создается специальный Компенсационный фонд Федеральной нотариальной палаты, который будет, в случае недостаточности первых трех мер, дополнять сумму необходимого возмещения ущерба. Не думаю, что легко найти другую профессию, которая предлагает столь же полные гарантии добросовестного исполнения профессиональных обязанностей своими представителями.
При этом мы помним, что нотариус в силу своих профессиональных обязанностей не просто защищает права сторон сделки, но прежде всего помогает обеспечить правовую защиту слабым сторонам сделки, которые, к примеру, не способны часто правильно понять сути предполагаемых действий, их последствий, которые могут для них оказаться неблагоприятными. А такими сторонами у нас выступают обычные граждане, не имеющие юридической подготовки, зачастую социально незащищенные.
Также закон вводит особую доказательную силу нотариального документа. Чем это поможет гражданам?
Константин Корсик: В том числе и тем, что оспорить сделку, удостоверенную нотариально, будет на порядок сложнее, и это, с одной стороны, еще один надежный заслон на пути мошенников и недобросовестных персонажей, а с другой - совершенствование гарантий соблюдения прав граждан или юридических лиц благодаря нотариальному акту. В целом придание повышенной доказательственной силы нотариальному акту - концептуальное изменение. Это признак доверия государства к деятельности нотариата, и это было давно назревшее решение.
Здесь важно отметить, что, грубо говоря, нотариус выполняет задачи превентивного правосудия, то есть нотариус предупреждает возникновение судебных споров. Логично, когда юридически значимые документы, удостоверенные нотариусом, исполняющим публично-правовую функцию от лица государства, несущим ответственность за результаты своей деятельности, а эта ответственность подкреплена и страхованием, и коллективной ответственностью нотариата, априори имеют более высокий уровень доверия. И если государство делегировало полномочия нотариусу осуществлять определенные действия, то теперь оно приняло решение повысить уровень доверия к результатам этой деятельности.
Иными словами, для судьи бумага с подписью нотариуса станет железным доказательством?
Константин Корсик: В нашей судебной практике судья не ставит под сомнение акты государственного органа, если нет подозрений в том, что они подделаны. Соответственно теперь, по новым положениям закона, если нотариус что-то установил от имени государства, то считается, что этот акт не требует дополнительного доказательства, и в ходе судебного процесса не получится огульно ставить под сомнение содержание нотариального акта. Оспорить его можно будет только в особом порядке.
Вот это признание повышенной доказательственной силы нотариального акта должно привести к тому, что обращение к нотариусу станет для многих граждан наиболее доступным и эффективным способом защитить свои права и законные интересы. Примеров можно привести множество. Практически во всех сферах, где могут возникать, например, имущественные споры, те же тяжбы по наследству. Конечно же, это касается нотариально удостоверяемых сделок, которые будут давать сторонам этой сделки повышенные гарантии соблюдения и неоспоримости их прав. Прежде всего, как я говорил, это относится к сделкам с недвижимостью. Граждане у нас, к сожалению, часто страдают в результате судебных тяжб, возникающих по причине мошенничества, недобросовестных действий сторон сделки или даже третьих лиц. Но теперь оспорить сделку, оформленную через нотариуса, будет уже не так просто.
Про электронные системы в законе что-нибудь сказано?
Константин Корсик: Серьезный шаг сделан для развития Единой информационной системы нотариата (ЕИС). Теперь нотариус сможет получать сведения из ЕИС, кем бы они туда не вносились. Это означает, что проверка подлинности или актуальности доверенностей, брачных договоров, либо поиск завещаний станут гораздо более удобными и на порядок более быстрыми. Для банковского сообщества важным стало то, что выписки из реестра уведомлений о залогах движимого имущества теперь можно получать в электронном виде. Эта задача обсуждалась на заседаниях Рабочей группы по вопросам работы реестра Федеральной нотариальной палаты совместно с банковским сообществом, и теперь она нашла свое решение.
В законе появились новые требования к нотариусам, довольно строгие, напоминающие требования к кандидатам на должность судьи . Чем это обосновано?
Константин Корсик: Высокие требования к лицам, желающим стать нотариусами, вполне обоснованы, поскольку деятельность нотариуса, занимающегося частной практикой, также как и судьи, носит публично-правовой характер, осуществляется от имени государства и направлена на защиту прав участников правоотношений. Наделение нотариуса полномочиями совершать нотариальные действия от имени Российской Федерации предполагает повышенную ответственность нотариуса за вред, причиненный по его вине имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия с нарушением закона. Государство, общество, само нотариальное сообщество непосредственно заинтересованы в том, чтобы в профессию приходили лишь наиболее подготовленные лица.
На самом деле эти параметры во многом отвечают установившейся практике, то есть и ранее было невозможно со студенческой скамьи сразу стать нотариусом. Появляется верхняя планка предельного возраста для работы нотариусом - 75 лет. Здесь мы все-таки должны учитывать современные требования к профессии нотариуса. Важно отметить, что законом закрепляется статус Кодекса профессиональной этики нотариусов, это позволит нам более четко и обоснованно подходить к соблюдению всех высоких требований, которые налагает профессия нотариуса.
В начале года вполне уместно задать расхожий вопрос: каковы ваши планы на будущее? Что скажете?
Константин Корсик: Из концептуальных направлений - это придание исполнительной силы нотариальному акту. Если на сегодня законом установлена повышенная доказательственная сила нотариального акта, то следующим логичным шагом является придание ему исполнительной силы. Тогда значение нотариата как института защиты прав и законных интересов граждан выйдет на новый уровень эффективности, еще более разгружая суды, предупреждая споры и внося прозрачность и законность в те области гражданского оборота, где законом установлена компетенция нотариуса.
Очень важным является развитие электронного нотариата - это одна из важнейших составляющих нового имиджа нотариуса XXI века. С развитием электронных технологий в обществе потребность в нотариальных действиях в этой сфере будет только возрастать, иначе права и интересы граждан, собственников, бизнеса будут находиться под угрозами, в том числе и новыми, возникающими с развитием электронных технологий. Еще одной из приоритетных задач сегодня является предоставление нотариусам онлайн-доступа к электронным реестрам, которые ведутся государственными органами: ЕГРП, ЕГРЮЛ, реестры паспортов. Нотариус должен полноценно работать в режиме онлайн с этими и другими базами данных государственных реестров, это позволит предоставить гражданам и бизнесу быстрый и комфортный сервис при совершении нотариальных действий, при этом повышая достоверность самих реестров.
Источник: "Российская газета"