Дальневосточный филиал Фонда развития гражданского общества провел круглый стол на тему «Итоги муниципальной реформы на Дальнем Востоке». |
В режиме интернет-конференции с коллегами из Приморья работали представители органов государственной власти и местного самоуправления регионов Дальнего Востока. Это кандидат социологических наук, начальник экспертно-аналитического управления Аппарата губернатора и правительства Хабаровского края Евгений Слонский, начальник Главного управления территориального развития губернатора и правительства Хабаровского края Алексей Шевцов, политолог, помощник заместителя председателя Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Андрей Кудисов.
Участники мероприятия обсудили оформившуюся в регионах Дальнего Востока законодательную часть реформы местного самоуправления, цель которой – дать людям реальную возможность принимать участие в управлении территориями, где они живут.
Открывая мероприятие, руководитель Дальневосточного филиала Фонда развития гражданского общества Александр Шемелев подчеркнул, что именно самостоятельный выбор регионом оптимальной модели организации местного самоуправления позволит учесть специфику региона, текущее состояние системы и, что самое важное, интересы граждан. А правильность выбора покажет время.
Участники круглого стола сошлись во мнении, что система формирования власти на местах играла значительную роль в выборах высших руководителей регионов, состоявшихся в 2014 году. При этом политики, победившие на выборах в Приморье и Якутии, в ходе избирательной кампании по-разному выражали свое отношение к муниципальной реформе. Что до регионов Дальнего Востока, где выборы губернаторов пройдут в следующем году, то и там муниципальная реформа, безусловно, окажет влияние на расклад политических сил в ходе избирательных кампаний.
Политолог Петр Ханас акцентировал внимание на том, что в реализации муниципальной реформы действующие власти регионов пошли разными путями. На Сахалине, например, в целом, сохранили выборность глав муниципалитетов (исключением стал Углегорский муниципальный район). А вот на Камчатке принята довольно сложная «трехглавая» схема. Там реформа МСУ реализована, что называется, «по полной»: глав муниципалитетов будут выбирать из числа депутатов и введут институт сити-менеджера. То есть, основные властные функции будут сосредоточены у главы представительного органа власти (Думы), главы муниципалитета, и сити-менеджера. Насколько такая схема окажется эффективной – большой вопрос. При этом эксперт отмечает определяющую роль глав регионов, каждый из которых выстраивает собственную линию во взаимоотношениях с местными элитами.
Помощник заместителя Председателя Государственного Собрания - Ил Тумэн Республики Саха (Якутия) Андрей Кудисов акцентировал внимание участников дискуссии на особенностях муниципальной реформы в республике. Во время избирательной кампании по досрочным выборам главы Республики Саха (Якутия) кандидат от партии «Единая Россия» Егор Борисов высказался за сохранение прямых выборов глав муниципальных образований.
В этой связи эксперты полагали, что в политически непростом регионе, благодаря такой позиции руководителя региона, удалось консолидировать усилия команд Егора Борисова и мэра Якутска Айсена Николаева. Глава столицы республики поддержал лидера Якутии, что способствовало хорошим результатам Борисова в Якутске и, в итоге, в целом по республике.
Ко времени проведения «круглого стола» республиканский законопроект о муниципальной реформе был принят в первом чтении. Его концепция такова, что выборы в городских округах и муниципальных районах сохраняются, а поселениям, которые не являются административными центрами районов, предлагается самостоятельно определить порядок избрания глав.
На сессии Ил Тумэн 15 декабря, после рассмотрения во втором и третьем чтениях, законопроект обрел статус закона. Глава региона сдержал свое предвыборное обещание, и прямые выборы глав муниципалитетов в Якутии практически сохранены. Также якутяне отказались усложнять структуру местного самоуправления и вводить институт сити-менеджера. Своя логика в этом есть, считает Андрей Кудисов: дополнительное звено в структуре местного самоуправления может оказаться губительным, когда в экстренных ситуациях, которые нередки в экстремальных природно-климатических условиях Якутии, требуется принятие оперативных управленческих решений.
Кроме того, по мнению эксперта, действующую систему МСУ в своих регионах сохранили сильные главы, опирающиеся на реальную поддержку населения. Те же, у кого с этим не все однозначно, предпочли сделать систему власти более жесткой за счет введения дополнительных рычагов давления – изменения порядка избрания глав муниципалитетов и введения института сити-менеджеров.
Подводя итоги «круглого стола», Александр Шемелев констатировал, что участники сошлись во мнении по следующим принципиальным позициям:
- итоги муниципальной реформы, реализованной в виде региональных законов, могут быть признаны только предварительными, поскольку для полного анализа необходимо изучить практику их применения;
- реформа местного самоуправления направлена на развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах, а ответственность за ее реализацию лежит, в том числе, на высших должностных лицах субъектов;
- способность губернаторов выстраивать эффективную внутриэлитную конфигурацию в регионе в связке губернатор – муниципальные органы власти – важный показатель эффективности работы главы региона;
- обсуждавшееся многообразие форм организации местного самоуправления является характерной особенностью Дальневосточного федерального округа.
Источник: Фонд развития гражданского общества