Реформу местного самоуправления обсудили сегодня в Правительстве области. Проект Закона Амурской области
Реформа местного самоуправления Основной вопрос заседания президиума совета глав муниципальных образований Амурской области при губернаторе, которое прошло под председательством Олега Кожемяко, - обсуждение подходов к порядку формирования органов местного самоуправления на территории Приамурья. Присутствующие обсудили и проект областного закона, который устанавливает этот порядок.

Сегодня в области существует несколько подходов к формированию органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Наиболее распространённый – когда глава муниципального образования и представительный орган  избираются на прямых выборах. Такая система используется в двадцати шести территориях области.

Еще в двух -  городском округе город Зея и ЗАТО Углегорск -  глава муниципального образования избирается всенародно и является председателем представительного органа, избранного на муниципальных выборах. Исполнительно-распорядительный орган в данном случае возглавляет лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту.

В Тындинском районе нет прямых выборов в представительный орган районного уровня. Районный Совет народных депутатов состоит из двадцати глав поселений, входящих в состав Тындинского района, и двадцати депутатов (по одному от каждого поселения).

«Наиболее приемлемый вариант для области – это прямые выборы глав муниципальных образований, которые должны возглавлять администрации, и формирование представительного органа муниципального района из глав и депутатов поселений. Возможно сохранение института глав администраций, назначаемых по контракту.

Уход от прямых выборов в представительный орган района позволит существенно экономить финансовые средства на проведение выборной кампании. В целом экономия средств бюджета за счет исключения выборов представительных органов районов может составить более 30 млн. рублей», - считает Олег Кожемяко.

Глава региона предложил ещё три направления, реализация которых позволит сэкономить бюджетные средства и сделать процесс управления более эффективным.

Первое – сокращение количества председателей представительных органов и депутатов, работающих на оплачиваемой основе. «Считаю, что только в городских округах и муниципальных районах мы можем позволить тратить бюджетные средства на содержание председателей и отдельных депутатов представительных органов. По данным министерства финансов области, годовое содержание этой категории депутатского корпуса в 2013 году составило 41 миллион рублей», - аргументировал губернатор.

Второе - избыточные расходы на содержание управленческого персонала. Как пояснил глава Приамурья, их можно избежать, если уставами муниципального района и поселения, являющегося его административным центром предусмотреть возложение исполнения полномочий местной администрации указанного поселения на администрацию района. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется. Глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и исполняет полномочия его председателя. Это сократить расходы на проведение выборов глав административных центров и содержание аппаратов администраций. Таких муниципальных образований в области 14.

Ещё один вариант экономии бюджетных средств и более эффективного управления - это объединение территорий. На сегодняшний день в 94-х муниципальных образованиях поселенческого уровня численность населения не превышает пятисот человек. «Как показывает практика, такие сельские поселения испытывают дефицит кадров и финансовых средств, а затраты на их содержание целиком ложатся на областной бюджет.

В этой связи очевидна необходимость принятия мер по объединению таких небольших территорийв том числе с более крупными муниципальными образованиями.

Мы с вами уже несколько лет идём по этому пути, разработана и система финансовой поддержки вновь образованных территорий. Так, в Свободненском районе из двадцати трёх поселений образовано пятнадцать. В этом году подобные преобразования проведены в Белогорском, Зейском, Ивановском, Константиновском районах. В бюджет 2015 года заложено 36 млн. рублей на поддержку вновь созданных муниципалитетов. Приведённые примеры формирования органов местного самоуправления необходимо внедрить в области повсеместно. Высвобождаемые средства могут быть направлены на развитие территорий», - пояснил Олег Кожемяко.

Все эти вопросы нашли отражение в проекте регионального закона «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Амурской области». Он будет вынесен на рассмотрение амурским депутатам в первом чтении на ближайшей сессии Заксобрания.

«Нужно вносить изменения в действующее законодательство, чтобы власть была понятна, доступна и решала все насущные для граждан вопросы. Все изменения основаны на предложениях глав муниципальных образований. Мы сейчас обсуждаем наиболее оптимальные и наименее затратные, потому что в тяжёлых условиях формирования бюджета мы ищем, где сократить неэффективные расходы. И в этом вопросе начинаем с себя, с органов власти, с Правительства области. Естественно, призываем к этому и глав муниципалитетов. Но при этом мы их просим, чтобы они дали нам такие решения, которые поддержит население, - пояснила первый зампред Правительства Вера Щербина. - Количество поселений у нас более 300. И в каждом формировался самостоятельный орган представительной и исполнительной власти. Очень много вопросов задают губернатору, главам муниципальных образований о целесообразности двух властей на одной какой-нибудь небольшой территории. Отсюда посыл и пошёл. Сейчас мы рассматриваем и разрабатываем законные варианты укрупнения таких муниципальных образований. Сегодня на заседании президиума Совета глав был озвучен ряд предложений, которые ещё требуют проработки. Они будут вноситься в качестве законопроекта в Законодательное собрание, где будут обсуждаться депутатами. Одно из предложений – когда депутаты формируются от каждого населённого пункта. Т.е. каждый выборный представитель одновременно депутат в поселение и депутат районного совета. Самое главное, как уверяют нас главы, помимо видимой экономии бюджетных средств, такие представители более приближены к гражданам и будут отстаивать интересы того населённого пункта, который они представляют».

Текст проекта Закона Амурской области "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Амурской области"

Источник: Правительство Амурской области