Об ответственности за оплату коммунальных услуг перед ресурсоснабжающей организацией
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч. 3 ст. 67 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с положениями ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.

До заселения помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке рас- ходы на содержание помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Исходя из вышеприведенных норм, в случае заключенного договора социального найма, можно сделать вывод о том, что обязанности у органа местного самоуправления по оплате задолженности по коммунальным услугам не возникает в связи с тем, что данная обязанность возлагается на нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

Однако Президиум ВАС РФ от 30.10.2012 № 8714/12 по делу N А58-1592/2011 в своем Постановлении указал, что подобное толкование противоречит общим положениям гражданского законодательства о возложении на собственника бремени содержания, принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК РФ), и положениям жилищного законодательства о возложении бремени содержания жилого помещения на его собственника (ч. 3 ст. 30 ЖК РФ) и о возникновении у собственника помещения обязанности своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги с момента возникновения права собственности на такое помещение (п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).

Президиум считает, что неосуществление в установлен- ном порядке управомоченными лицами выбора способа управления многоквартирным жилым домом и, отсутствие исполнителя коммунальных услуг как контрагента ресурсоснабжающей организации не могут влиять на применение приведенных положений гражданского и жилищного законодательства, возлагающих на собственника бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Таким образом, в отношениях по снабжению коммунальными ресурсами многоквартирного жилого дома муниципального жилого фонда, в отношении которого не выбрана управляющая организация или не реализован иной предусмотренный действующим законодательством способ управления, ответственным за оплату названных ресурсов перед ресурсоснабжающей организацией является соответствующее публично-правовое образование независимо от того, на каком основании (по договору аренды, найма или социального найма) граждане проживают или пользуются жилыми помещениями, расположенными в этих жилых домах.