О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
4 июня 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 04.06.2014 № 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 140-ФЗ, Федеральный закон о контракт-ной системе).

Федеральный закон № 140-ФЗ, прежде всего, направлен на то, чтобы сделать контрактную систему удобной как для заказчиков, так и поставщиков, обеспечить сокращение необоснованных временных и финансовых издержек при осуществлении закупок при эффективном расходовании бюджетных средств. Так, законом вносятся изменения в большую часть статей Федерального закона о контрактной системе, но мы отметим изменения с учетом актуальности запросов от представителей органов местного самоуправления по реализации Федерального закона о контрактной системе.

Прежде всего, уточнено понятие «совокупный годовой объем закупок», под которым понимается утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году. Соответствующее дополнение внесено в статью 3 Закона о контрактной системе.

Также внесены изменения в статью регулирующую участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках. Помимо прочего, данная статья дополнена нормами, регулирующими порядок определения объема закупок, осуществляемых у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Сто-ит отметить, что помимо прочего, при определении такого объема закупок, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе.

В рамках ранее действующей редакции Федерального закона о контрактной системе остро стоял вопрос о возможности осуществления закупок, предусмотренных статьей 56 Федерального закона о контрактной системе, способами, отличными от конкурса с ограниченным участием.

Изменения, вносимые в статью 56 Федерального закона о контрактной системе, предусматривают право заказчика осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в части 2 статьи 56 Федерального закона о контрактной системе, с учетом требований Федерального Закона о контрактной системе, путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).Также следует отметить изменения, вносимые в статью 93 Федерального закона о контрактной системе.

Так пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе, в редакции Федерального закона № 140-ФЗ, предусмотрено осуществление закупок на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в объеме до 2 млн. рублей (либо 5 % совокупного годового объема закупок заказчика, но не более 50 млн. рублей).

Ранее действующей редакцией Закона о контрактной системе была предусмотрена обязанность заказчика в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) обосновывать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.

Изменениями, внесенными в часть 3 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе, исключена обязанность заказчика обосновывать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта, при осуществлении закупок на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в иных случаях, предусмотренных частью 3 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе.

Кроме этого, изменения, вносимые в часть 4 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе, предусматривают, что при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта, за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного частью 3 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе, не требуется. Вносимые изменения коснулись также особенностей проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги. Так расширены случаи, в которых заказчик не обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.

Следует отметить, что Федеральным законом № 140-ФЗ предусмотрено, что указанные выше изменения, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.