Екатеринбург обещает провести референдум о реорганизации власти в городе
Власти Екатеринбурга заявили о том, что вопрос о реорганизации управления муниципалитетом в рамках реформы местного самоуправления (МСУ) будет вынесен на общегородской референдум, решение которого имеет обязательный, а не рекомендательный характер. Эксперты полагают, что администрация города таким образом пытается помешать свердловским властям провести реформу в муниципалитете.
Вчера пресс-служба администрации Екатеринбурга сообщила о том, что муниципалитет начал готовиться к проведению референдума, на который будет вынесен вопрос о реорганизации власти в городе. Поводом стало подписание президентом России Владимиром Путиным новой редакции федерального закона о местном самоуправлении. Согласно документу, дробление крупного муниципального образования на районы возможно только с учетом мнения населения городского округа в соответствии с его уставом.

Председатель избиркома Екатеринбурга Илья Захаров пояснил „Ъ”, что вопросы преобразования муниципального образования, к которым относится разделение города по внутригородским районам, согласно ст.16 устава города решаются только в порядке референдума. «Публичные слушания носят лишь рекомендательный характер, и вне зависимости от их итогов субъект федерации, за которым закреплено право выбора, сможет провести преобразование муниципалитета. Решение референдума подлежит обязательному исполнению и не нуждается в утверждении органами госвласти или местного самоуправления. В этом случае проигнорировать мнение горожан будет сложнее», — отметил он. Инициатором проведения голосования может выступить администрация Екатеринбурга совместно с гордумой, поводом для начала процедуры может послужить наличие областного законопроекта, который и будет обсуждаться на голосовании.

Депутат заксобрания Свердловской области, лидер регионального отделения «Единой России» Виктор Шептий считает, что говорить о нюансах проведения реформы в Екатеринбурге преждевременно. «Хотя федеральный закон уже принят, в силу он вступит только через неделю. После этого у региона есть шесть месяцев, чтобы принять необходимые законы, касающиеся двух норм: по порядку формирования дум муниципальных районов и по порядку избрания муниципальных глав. Все остальное происходит по усмотрению субъекта и не имеет ограничения по срокам», — отметил он. Первый заместитель руководителя администрации губернатора Вадим Дубичев рассказал „Ъ”, что областные юристы уже приступили к разработке пакета необходимых законопроектов в рамках реформирования системы местного самоуправления: «Действительно, законом оговорен учет мнения населения, но главным субъектом нормотворчества выступает регион. Федеральная власть совершенно сознательно заложила в закон учет мнения, но он носит рекомендательный характер. Будет ли референдум — решать юристам, но по духу самой реформы мне кажется, что референдум не состоится».

В уставе соседнего Челябинска, где также прописаны условия проведения народного голосования в случае преобразования муниципалитета, чиновники решили ограничиться публичными слушаниями. Как сообщил председатель челябинского заксобрания, лидер региональных единороссов Владимир Мякуш, в случае поддержки преобразования населением, в каждом из семи районов Челябинска появится свой совет депутатов численностью 20–25 народных избранников. «В результате консультации с врио губернатора и органами местного самоуправления мы практически определили схему выборов депутатов в Челябинске. Будет ли новая система введена к сентябрьским выборам, пока обсуждается», — пояснил господин Мякуш.

По мнению уральского политолога Алексея Щербакова, различие в подходах к учету общественного мнения в Челябинске и Екатеринбурге обусловлено конфликтом между властями Свердловской области и Екатеринбурга. «Челябинск полностью находится под влиянием областных властей и для него утверждение этого закона — только формальность. Для Екатеринбурга это имеет принципиальное значение, поскольку реформа может стать попыткой губернатора получить власть над городом. Референдум, заложенный в уставе Екатеринбурга, — это защита, предусмотренная как раз на такой случай. И без договоренностей между областью и городом нормативный акт, городу не выгодный, вряд ли будет принят», — полагает эксперт.

Источник: "Коммерсант"