Людмила Яковенко: местное самоуправление по-русски
Президент, похоже, замахнулся на самое святое, когда говорил об усовершенствовании системы местного самоуправления – на выборы, ибо выборы и МСУ – несовместимые понятия. Если народу даётся право управлять самому, то не должно быть посредника в виде избирательных комиссий, т. е. МСУ – это сход, собрание, вече, совет, община, круг (у казаков).
Если исходить из правильного понимания словосочетания "местное самоуправление", то рано или поздно придётся ломать старую систему формирования представительной власти. Кремль, видимо, намерен производить слом осторожно, с низового уровня. Вопрос: КАК ломать и ЧТО строить? Если создавать районные структуры с помощью известных выборов, то, действительно, ужас, никаких денег не хватит на такую ораву депутатов, и если они (районные структуры) будут заниматься исключительно благоустройством, то зачем они нужны? Совершенно справедливо О. В. Грищенко задаёт вопросы: чем будут заниматься районные представительные органы, какова будет их эффективность, потянет ли их скудный бюджет и т. д? Конечно, не потянет, если ничего не менять!
Общественная организация, которую я (теоретически) возглавляю (Народное Собрание Саратовской области), давно занимается вопросом формирования власти и МСУ, и имеются десятки проектов на эту тему, разумных и правильных, и если бы власть любого уровня хотя бы чуть-чуть прислушивалась к народу, к общественности, неразберихи в этих вопросах не возникало бы, во всяком случае, в таком количестве.
Что разработано на данную тему:
- Выборы по западному образцу упраздняются, заменяются ДЕЛЕГИРОВАНИЕМ разумных и достойных на все уровни представительной власти СНИЗУ ДОВЕРХУ;
- Никаких огромных денежных затрат делегирование не подразумевает;
- Работа народных депутатов в представительных органах власти осуществляется на общественных началах (та же экономия средств);
- В городские структуры МСУ могут делегироваться депутаты из общественных организаций, партий (если они не будут упразднены), учреждений.
По поводу формирования районных структур МСУ существуют разногласия, но незначительные: сход (собрание) жителей микрорайона – делегирование лучших и достойных (не путать с профессионалами и эффективными менеджерами) в районные Собрания (Советы) – из районных депутатов опять же делегированием формировать городские Собрания (Советы). Можно продолжать до самого верха… Могут спросить: а кто такие лучшие и достойные? Это люди с незапятнанной репутацией, высоконравственные, энергичные, с опытом общественной деятельности, люди, которых народ знает и уважает. В СССР тоже делегировали в Советы, но по разнарядке КПСС, сейчас это не подходит!
Районные органы МСУ наряду с райадминистрациями наделяются и большими полномочиями, и достаточными средствами для осуществления всей полноты деятельности в пределах района, т. е, власть (народная) создаётся на низовом, районном, уровне, она же формирует городскую власть для решения общегородских задач.
Вот, на мой взгляд, основные пункты преобразований. На самом деле, их гораздо больше, и тема серьёзная, и дополнения предвидятся. В статье обо всём не напишешь, поэтому предлагаю следующее: так как за преобразования по данной теме на сегодня отвечает О. В. Грищенко, то ему надо провести на первом этапе расширенный круглый стол или городское собрание в составе заинтересованных жителей города (а не только номенклатурных общественников из состава всяких там общественных комиссий, советов), всесторонне обсудить проблему с народом и начать работать в этом направлении. Скажете, миф, сказка? Может быть, но всё лучше и цивилизованней, чем на Майдане!
Время требует ПЕРЕМЕН, и мы сами, здесь и сейчас, не дожидаясь подсказок сверху, обязаны их воплощать в жизнь! Вот, только интересно, как же это Госдума будет принимать поправки к закону о МСУ, не опираясь на мнение непосредственных участников формирования этих самых МСУ? По старым схемам уже ничего не получится!