Губернаторов могут начать отправлять в отставку за большие долги бюджетов
Законопроект, наделяющий президента полномочиями отправлять в отставку губернаторов за рост долговых обязательств региона, может быть внесён в Госдуму в первом квартале 2014 года. Как сообщают «Известия» со ссылкой на источник в Минфине, сейчас законопроект проходит согласования с другими федеральными ведомствами. Депутаты Госдумы не исключают, что такой законопроект может быть принят уже в этом году. По данным экспертов, в зоне риска могут оказаться свыше 10 губернаторов, в числе которых глава Амурской области, а также главы Кемеровской, Вологодской, Костромской, Рязанской, Тверской областей, а также Мордовии, Северной Осетии. Как пояснили «Известиям» в Минфине, законопроект будет предложен парламенту вместе с другими поправками в Бюджетный кодекс. В уже озвученном ведомством варианте говорится, что президент вправе отправить в отставку губернатора, если «реализуемые меры плана восстановления платёжеспособности субъекта не привели к сокращению просроченной задолженности по долговым или бюджетным обязательствам субъекта по итогам одного из трёх последних месяцев до уровня ниже 10 % суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта в последнем отчётном финансовом году». Для этого Минфин предлагает закрепить в Бюджетном кодексе обязанность субъекта утвердить план восстановления платёжеспособности региона или муниципального образования и заключить соглашение о мерах по восстановлению его платёжеспособности. Как считают в ведомстве, утверждение этих планов и заключение с субъектами соглашений о мерах по восстановлению платёжеспособности является превентивной мерой, позволяющей своевременно выявить риски неплатёжеспособности региона и принять меры к их оперативному устранению. Источник близкий к администрации президента сообщил «Известиям», что в Кремле инициативу Минфина поддерживают, однако при этом уточнил, что к кадровым перестановкам в губернаторском корпусе нужно подходить взвешенно и учитывать ряд других показателей. В 2013 году у ряда регионов долги превысили планку собственных доходов. Среди них Кемеровская область, Мордовия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Чукотский автономный округ. Показатели других подошли к опасной черте (Рязанская, Тверская, Костромская, Вологодская, Ивановская, Ростовская, Иркутская и Омская области). Госдолг Амурской области составляет 29 миллиардов рублей. Сумма сопоставима с доходами Приамурья за год. При этом дефицит бюджета 2014 года превысит 4 миллиарда. Восполнять разницу планируется за счёт кредитов. Профессор МГУ, эксперт в области социально-экономического развития регионов, социальной и политической географии Наталья Зубаревич считает к 2014 году, что число регионов с похожей финансовой ситуацией возрастёт, так как перспективы российской экономики в целом не радужные. «Этот закон Минфина прежде всего политический инструмент для решения экономических проблем. Но ситуация в том, что большинство регионов оказываются должниками вынуждено», – отметила Наталья Зубаревич, напомнив об обязательном выполнении губернаторами указов по повышению зарплат бюджетникам. В Госдуме мнение Минфина разделяют. «Такой законопроект может быть принят, поскольку в последнее время прослеживается серьёзная тенденция к увеличению долгов ряда регионов. Это связано с различными причинами, в каком-то субъекте обосновано, в каком-то – нет. Но ответственность за эти действия должна быть прописана в законе», –сообщил зампред комитета по конституционному законодательству и госустройству Госдумы Дмитрий Вяткин. По его словам, рост долговых обязательств субъектов в любом случае необходимо ограничивать, потому что долги всё равно надо будет отдавать, а пострадать от неэффективной финансовой политики регионов, прежде всего, могут всё те же бюджетники, которым необходимо будет платить зарплату. Политологи считают, что законопроект Минфина мера больше устрашающая, нежели эффективная. «Года через два можно будет любого губернатора снимать с должности. К сожалению, сегодня просматривается такая тенденция, что другого средства для выполнения указов президента кроме как наращивать долговую нагрузку на региональные бюджеты нет. Я бы назвал предложение Минфина экономико-политическим инструментом, но у всех губернаторов ведь разные весовые категории. Понятно, что к национальным республикам нужно использовать один подход, к регионам мощным, промышленным – другой, к дотационным – третий», – считает глава международного института политической экспертизы Евгений Минченко.