Все уровни власти должны работать как одна команда
В "Парламентской газете опубликована статья председателя ВСМС Вячеслава Тимченко по итогам Всероссийского съезда муниципальных образований, который состоялся в Суздале.

- Сам факт проведения съезда, непосредственное участие в его работе Президента РФ В.В. Путина отражают по-настоящему значимую роль местного самоуправления в жизни страны, в повышении эффективности всей системы публичной власти, - пишет В. Тимченко. - Но уникальность съезда заключается в том, что, пожалуй, впервые с такой предельной конкретностью были определены наиболее важные задачи, стоящие сегодня перед местным самоуправлением, и пути их решения. Задача первая — довести до логического конца процесс разграничения ответственности между различными уровнями публичной власти, установив долгосрочные правила игры. Это — задача стратегического порядка, прямо влияющая на качество работы всей системы публичной власти.

Речь идет о том, чтобы возложить те или иные функции на тот ее уровень, который способен выполнять их наиболее эффективно. Разумеется, разграничение полномочий вовсе не означает, что уровни государственной и муниципальной власти обособятся друг от друга. Напротив, и это В.В. Путин подчеркнул особо, они должны работать как одна команда. Одновременно Правительству РФ совместно с представителями местного самоуправления предстоит провести инвентаризацию полномочий всех типов муниципалитетов и внести соответствующие изменения в законодательство. Нельзя все муниципалитеты стричь под одну гребенку. Что вполне потянет городской округ, будет явно не под силу сельскому поселению. В результате полномочия должны быть четко «разведены» между различными типами муниципальных образований.

Главное состоит в том, чтобы муниципалитеты стали реально финансово самостоятельными и автономными, а объем их полномочий полностью соответствовал объему ресурсов. Полномочия, на которые у муниципалитетов не хватает финансовых ресурсов, необходимо либо финансировать из региональных бюджетов, либо, что еще правильнее, передать на уровень регионов. Думаю, что в решении этих задач самое активное участие должна принять Государственная Дума. И, конечно же, надо установить жесткие сроки и определить ответственных за решение этих задач. Иначе дело опять непозволительно затянется.

Задача вторая — радикально ограничить возможности разного рода проверяющих органов вмешиваться в работу муниципалитетов. Президент РФ специально обратился к Государственной Думе, предложив ускорить принятие соответствующего законопроекта с тем, чтобы он вступил в силу с 1 января 2014 года. Сейчас профильный Комитет Госдумы готовит законопроект ко второму чтению. Он должен ограничить число плановых проверок муниципалитетов: 1 раз в 2 года — и не чаще. Что касается неплановых проверок, то они смогут проводиться исключительно по заявлениям и жалобам физических и юридических лиц о нарушении их прав и законных интересов.

Задача третья — преодолеть пассивность самих органов местного самоуправления, подвигнуть их работать на перспективу: укреплять экономическую базу, поддерживать малый бизнес, находить инвесторов, которые готовы вкладывать средства в создание новых рабочих мест. А для этого нужна стабильность в отношениях между субъектами РФ и муниципальными образованиями относительно налогов, идущих в пользу последних. Налоговая база муниципальных образований не должна меняться, разумеется, в сторону уменьшения, по крайней мере, в течение 3 лет — таково твердое мнение съезда, поддержанное Президентом РФ.

Задача четвертая — сохранение, развитие и модернизация российского села. В настоящее время значительная часть российских сел находится в далеко не лучшем состоянии, что зачастую вынуждает региональных руководителей идти по пути наименьшего сопротивления — попросту упразднять их, присоединять к более крупным и сильным муниципалитетам. Такой подход противоречит принципу муниципальной реформы, направленной на приближении власти к жителям. Ключ к решению этой задачи — развитие производства, создание благоприятных условий для становления крестьянских фермерских хозяйств, предоставление преференции государственным и муниципальным предприятиям, размещающим производственные мощности в сельской местности, финансирование из бюджетов всех уровней развитие инфраструктуры на сельских территориях.

Организационному комитету Всероссийского Съезда муниципальных образований поручено в срок до 1 декабря 2013 года обобщить представленные материалы и направить их в адрес Президента РФ.

После съезда в Суздале В.В. Путин пригласил часть его делегатов в Кремль. Он не только заслушал выступления муниципалов о ходе реализации Федерального закона № 131-РФ на их территориях, насущных проблемах и пожеланиях, но и дал ряд поручений органам государственной власти. Они касаются вопросов оптимизации муниципальных полномочий, ограничения излишнего прокурорского надзора за работой муниципалов, сбалансирования местных бюджетов. Необходимо провести работу по инвентаризации полномочий органов местного самоуправления с составления единого их реестра по всему законодательству.

Источник: http://municipal-sd.ru/