За последние десять лет в ФЗ-131 и в отраслевые законы было внесено множество изменений, к которым муниципальное сообщество относится неоднозначно. Кто-то готов с радостью отдать государству полномочия в социальной сфере, а кто-то выступает против. Кому-то подошли новые модели организации власти (с сити-менеджерами, сельскими старостами, со слиянием административных функций муниципальных районов и поселений, являющихся районными административными центрами и т. д.), а кто-то видит в этом угрозу для местного самоуправления. |
С другой стороны, рост доходов без четкого целеполагания и системной реализации поставленных задач не гарантирует оптимальное развитие муниципальных образований и комфортные условия для жизни и трудовой деятельности населения. Мы говорим о том, что муниципалитетам нужны доходы, а нам в ответ: а зачем, не лучше ли изъять полномочия, тем более что на местах их некому реализовывать? Оппоненты приводят данные по отсутствию в муниципалитетах тех или иных программных документов, специалистов и т. д. К сожалению, позиция сторонников централизации на данный момент подкрепляется фактами, с нашей же стороны пока больше эмоций, надежд и пожеланий. Назрела необходимость переломить ход дискуссии о полномочиях и основах МСУ — и муниципалам надо активно включаться в работу. Она будет долгой и трудной, но иной возможности отстоять интересы МСУ и муниципальных образований я не вижу.
Предлагаю выстраивать разговор с главой государства на будущем Всероссийском съезде муниципальных образований на основании предложений по развитию механизмов, работающих как на увеличение доходов, так и на оптимизацию расходов местных бюджетов ради наиболее эффективного решения вопросов местного значения и реализации муниципальных полномочий. Требуется определить условия успеха для включения в работу каждого из предлагаемых механизмов, выявить пробелы или противоречия в законодательстве, установить, как на работу этих механизмов влияют сами муниципалитеты, а как — государство. Я предлагаю советам муниципальных образований еще раз обдумать свой и чужой опыт, определить цели и задачи, возможные риски и выгоды от реализации предлагаемых мер и внести обоснованные предложения для подготовки материалов к будущему съезду, а также будущему федеральному документу по развитию местного самоуправления.
В регионах и муниципалитетах за десять лет реализации ФЗ-131 накоплен как положительный, так и отрицательный опыт оптимизации расходов и повышения доходов местных бюджетов, развития территорий муниципальных образований. К категории отрицательного опыта относятся бездумные меры по механическому укрупнению сельских поселений, попытки трансформации муниципальных районов в городские округа, сокращения штатов муниципальных администраций или численности депутатов и аппарата представительных органов муниципальных образований. Эти меры далеко не всегда обоснованны целями и задачами МСУ. Накоплена негативная практика и на федеральном уровне по наделению муниципалитетов заведомо неисполнимыми или трудноисполнимыми полномочиями. Об этом опыте нам также предстоит честно и всерьез поговорить друг с другом и с Президентом. Надо четко и обоснованно показать, какие из полномочий муниципальных образований в силу объективных причин (не только количества денег, но и в силу отсутствия компетенции, социально-экономических, демографических, географических и других условий) невозможно исполнить, скажем, в сельском поселении или городском поселении того или иного региона. От нас ждут не аплодисментов и фанфар, а честного обсуждения проблем территорий, которые развиты и развиваются по-разному, несмотря на все общие принципы законодательства и меры по бюджетному выравниванию.
В то же время есть и положительный опыт, ведь в наших муниципалитетах работают ответственные, творческие и думающие люди (иные там и не задерживаются). Здесь следует говорить о путях повышения эффективности расходов за счет роста профессионального уровня муниципальных служащих, введения бюджетирования, ориентированного на результат, и программно-целевого бюджетирования, распространения практики решения отдельных вопросов местного значения через гранты местным общественным организациям (ТОСам) и т. п. Для роста доходов в ряде регионов муниципалитеты привлекают население к софинансированию проектов по решению вопросов местного значения, развивают межмуниципальное сотрудничество и муниципально-частное партнерство, реализуют иные проекты по развитию социально-экономического потенциала территорий муниципальных образований. Уверен и знаю, что муниципалитетам России есть что предложить к обсуждению с участием Президента России, но важно, чтобы эти предложения были правильно оформлены и обоснованы практикой. И уже в таком контексте будут целесообразно выглядеть инициативы по перераспределению доходов от налога на прибыль и продажи акцизов, по введению местных налогов и сборов, по расширению правовых возможностей для межмуниципального сотрудничества в рамках реализации межмуниципальных проектов и т. д.
Конечно, Президент Российской Федерации как инициатор проведения съезда выйдет со своими предложениями и проектами решений. В его Администрации и в Аппарате Правительства работают высококвалифицированные специалисты, которые могут придумать любую концепцию. Но нужно ли муниципалам, чтобы все вопросы решались без их участия? Наверное, не нужно. Предстоящий съезд дает муниципалам шанс оказать непосредственное влияние на содержание государственных решений в части местного самоуправления, доказать свою способность к конструктивному взаимодействию с государством. Этот шанс нам ни в коем случае нельзя упускать.
журнал "Муниципальная Россия" - июнь 2013 г.