У управляющих и ресурсоснабжающих организаций приоритеты другие: автоматизированный сбор данных с приборов учета, выставление и контроль оплаты счетов, прогноз потребления ресурсов и технологии энерогосбережения, погодно-ориентированное поведение инженерных систем, обеспечение автоматического и диспетчерского отключения систем при наступлении природных или техногенных катастроф, планирование ремонта и дебюрократизация взаимодействия с городскими властями.
Задача по созданию умного города осложняется еще отсутствием у таких проектов единого собственника, зависимостью от местных властей в интеллектуализации общегородской инфраструктуры и поддержки со стороны государства энергоэффективных решений. Нет на сегодняшний день и статистики по реальной окупаемости «умных» технологий.
Но даже в условиях такой неопределенности девелоперы рискуют заниматься возведением умных городов, хотя это создает дополнительную финансовую нагрузку – реализация "по-умному" многих систем оказывается дороже, но впрямую переложить эту стоимость на жителей не позволяет жесткая конкуренция на рынке недвижимости. С другой стороны, реализация концепции "умный город" позволяет создать более комфортную среду и понимает таким образом планку качества новых девелоперских проектов.
Все еще невысокая компьютерная грамотность населения – тоже большая проблема, потому что умное население – ключевой компонент умного города, отметил Виктор Чернышев. Действительно, чтобы разумно пользоваться всеми продвинутыми системами, от жителей умных городов потребуются определенные навыки и уровень интеллекта. А реально комфортная среда проживания может сформироваться только при наличии благожелательной, миролюбивой и здоровой атмосферы в городе.
Чтобы преодолеть этот фактор, в Краснодаре пошли по пути обучения граждан компьютерной грамотности. На базе ведущих ВУЗов Краснодарского края были организованы курсы, на которых в 2011 г. было обучено 350 человек, в 2012-м – 3000 и с начала 2013 – уже 1600. Учебник содержит более сотни страниц и в первую очередь ориентирует граждан на самостоятельное пользование электронными госуслугами.
При успешном окончании курсов участникам выдается сертификат "Электронный гражданин", хотя и не дающий каких-либо преимуществ при приеме на работу, но позволяющий обрести уверенность при пользовании ИТ, что особенно важно для граждан пожилого возраста. А для муниципальных служащих сдача тестов на умение пользоваться госуслугами стала обязательным условием для занятия должности.
Клуб "Цифровые пятницы" в Краснодаре служит площадкой для прямого общения в неформальном ключе руководства города с гражданами. В числе его задач объединение, поддержка и реализация гражданских инициатив, получение новых знаний сотрудниками органов власти посредством обратной связи и повышение уровня информационной грамотности в сфере ИТ.
Первые инициативы по применению ИКТ в управлении городами касались в основном информатизации самих органов власти и городских служб. Вторым этапом стала реализация электронных госуслуг, создание МФЦ и переход к работе в режиме "одного окна". Такие проекты стали именоваться "электронный город" или "электронный регион".
Задействованные в них информационные технологии применяются в основном в контуре взаимодействия людей и организаций, фактически поддерживая расширенный электронный документооборот. Но это еще не "умный город".
Следующим шагом должна стать тесная интеграция всех систем, отвечающих за безопасность, ресурсоснабжение, экологию, связь, финансы и прочие сервисы. В единый контур управления будут включены камеры наблюдения, приборы учета, пожарная сигнализация и другие разнообразные датчики, а также широкий набор средств коммуникации с населением, обязательно включая мобильные устройства.
Серьезной проблемой является ведомственная разобщенность – региональные структуры федеральных ведомств не всегда готовы к сотрудничеству с местными властями и друг с другом. Эта проблема возникла, в частности, при реализации проекта "Безопасный регион" в Мордовии, о чем рассказал Алексей Лесь, первый заместитель директора ГАУ РМ "Госинформ".
Саранск, в числе других российских городов, будет принимать у себя игры чемпионата мира по футболу в 2018 г., и, согласно требованиям FIFA по безопасности, в городе должно быть обеспечено функционирование единого штаба по чрезвычайным ситуациям. Это стало одним из побудительных мотивов для старта проекта.
Нынешние информационные системы носят ведомственный, отраслевой и объектовый характер, они самодостаточны и не готовы к взаимодействию, тогда как любое происшествие носит комплексный характер и требует комплексного реагирования. Например, авария на подстанции касается не только энергетиков, надо учесть ее влияние на системы водоснабжения, лифты, пожарную безопасность, криминальную обстановку и даже здравоохранение – такая ситуация вызывает стресс и ведет к обострению хронических заболеваний. Случай из реальной жизни: пожарные, прибывшие на место пожара, не смогли выяснить, где отключается электричество на объекте, им пришлось буквально рубить кабель.
Единое информационное пространство взаимодействия, созданное в ходе реализации проекта, должно исключить в будущем такие ситуации. Все участники от различных ведомств процесса имеют равный доступ к информации, что позволяет избежать выяснения вопроса "кто здесь главный" и сосредоточиться на решении проблемы.
В проекте "Электронный Краснодар" организации взаимодействия чрезвычайных и других городских служб с самого начала уделялось приоритетное внимание. С этой целью была организована единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС), в обязанности которой входит сбор, обобщение данных, анализ обстановки, оперативное управление силами и средствами постоянной готовности муниципального звена. Такая координация работы ведомств на городском уровне дала мощный позитивный эффект, констатировал Георгий Антониади, начальник управления ИКТ и связи администрации Краснодара.
При поступлении обращения по телефону 112 (или 050 для проблем в сфере ЖКХ), дежурный заводит карточку инцидента и отмечает, какие экстренные службы должны на этот вызов реагировать. Сигнал мгновенно передается в их ведомственные системы, так что и врачи, и пожарные будут информированы своевременно.
Система комплексного обеспечения безопасности жизнедеятельности (СКОБЖ), кроме упомянутой ЕДДС, включает также ситуационный центр главы города Краснодара, куда поступает информация с камер видеонаблюдения, которые контролируют места массового скопления людей и общественный транспорт. Пока в городе установлено 300 камер, и даже при столь малом покрытии их использование дало положительный эффект. Всего же, по расчетам специалистов, в городе нужно установить около 2 тыс. камер.
Источник: cnews.ru