Умный город: рождение детальной концепции
Во многих странах реализуются амбициозные проекты по развитию современной городской инфраструктуры на базе широкого использования достижений современных технологий, в особенности средств ИКТ. Эта концепция получила название "умный город" (Smart City). В качестве основных ее составляющих можно выделить энергосбережение, экологичность, безопасность, доступность разнообразных услуг и электронное правительство, что обеспечивает комфортность проживания в таком городе.

Подобные проекты относятся к инфраструктурным и бюджет их составляет десятки миллиардов долларов, как при строительстве новых умных городов с нуля, так и при модернизации существующих городских систем. Реализуются они всегда по инициативе правительств или местных властей с привлечением бизнес-партнеров, таких, как IBM, Cisco и др. Тем не менее, пока можно говорить лишь о пилотных проектах, до того, чтобы стать мэйнстримом, "умному городу" еще далеко.

4 июня 2013 г. в Москве CNews Conferences и CNews Analytics провели круглый стол"Умный город 2013: задачи-решения-результаты", в ходе которого обсудили различные аспекты реализации этой концепции в российских условиях. Основной вывод, который можно сделать, суммируя высказывания выступающих, заключается в том, что новые подходы к управлению городским хозяйством, обеспечению безопасности и повышению комфортности повседневной жизни сегодня востребованы вне зависимости от размера городов, будь то мегаполис как Москва, региональный центр как Краснодар, современный пригород или даже дачный поселок. Масштаб проектов может быть разный, но их цели схожи: удобство для жителей, повышение качества управления для власти и экономия для собственников и операторов городских систем.

Виктор Чернышев, заместитель генерального директора ГК "Светлый город", обратил внимание, что интересы и ожидания жителей, власти и управляющих компаний в отношении умного города очень сильно различаются. Поэтому необходимо тщательно выстраивать общий баланс интересов всех сторон, только тогда город получится действительно умным. Так, для жителей прежде всего важно удобство получения различных услуг и их оплаты, включая ЖКХ, транспорт, парковки, медицинские и государственные услуги, и, конечно, быстрый интернет.

Для городских властей во главе угла – общественная безопасность, эффективное управление деятельностью экстренных и оперативных служб, управление дорожным движением и фиксация нарушений ПДД, планирование расходов и доходов, экологический мониторинг, прозрачное предоставление образовательных и медицинских услуг, и обеспечение режима "одного окна" для жителей и организаций при получении госуслуг.

У управляющих и ресурсоснабжающих организаций приоритеты другие: автоматизированный сбор данных с приборов учета, выставление и контроль оплаты счетов, прогноз потребления ресурсов и технологии энерогосбережения, погодно-ориентированное поведение инженерных систем, обеспечение автоматического и диспетчерского отключения систем при наступлении природных или техногенных катастроф, планирование ремонта и дебюрократизация взаимодействия с городскими властями.

Задача по созданию умного города осложняется еще отсутствием у таких проектов единого собственника, зависимостью от местных властей в интеллектуализации общегородской инфраструктуры и поддержки со стороны государства энергоэффективных решений. Нет на сегодняшний день и статистики по реальной окупаемости «умных» технологий.

Но даже в условиях такой неопределенности девелоперы рискуют заниматься возведением умных городов, хотя это создает дополнительную финансовую нагрузку – реализация "по-умному" многих систем оказывается дороже, но впрямую переложить эту стоимость на жителей не позволяет жесткая конкуренция на рынке недвижимости. С другой стороны, реализация концепции "умный город" позволяет создать более комфортную среду и понимает таким образом планку качества новых девелоперских проектов.

Все еще невысокая компьютерная грамотность населения – тоже большая проблема, потому что умное население – ключевой компонент умного города, отметил Виктор Чернышев. Действительно, чтобы разумно пользоваться всеми продвинутыми системами, от жителей умных городов потребуются определенные навыки и уровень интеллекта. А реально комфортная среда проживания может сформироваться только при наличии благожелательной, миролюбивой и здоровой атмосферы в городе.

Чтобы преодолеть этот фактор, в Краснодаре пошли по пути обучения граждан компьютерной грамотности. На базе ведущих ВУЗов Краснодарского края были организованы курсы, на которых в 2011 г. было обучено 350 человек, в 2012-м – 3000 и с начала 2013 – уже 1600. Учебник содержит более сотни страниц и в первую очередь ориентирует граждан на самостоятельное пользование электронными госуслугами.

При успешном окончании курсов участникам выдается сертификат "Электронный гражданин", хотя и не дающий каких-либо преимуществ при приеме на работу, но позволяющий обрести уверенность при пользовании ИТ, что особенно важно для граждан пожилого возраста. А для муниципальных служащих сдача тестов на умение пользоваться госуслугами стала обязательным условием для занятия должности.

Клуб "Цифровые пятницы" в Краснодаре служит площадкой для прямого общения в неформальном ключе руководства города с гражданами. В числе его задач объединение, поддержка и реализация гражданских инициатив, получение новых знаний сотрудниками органов власти посредством обратной связи и повышение уровня информационной грамотности в сфере ИТ.

Первые инициативы по применению ИКТ в управлении городами касались в основном информатизации самих органов власти и городских служб. Вторым этапом стала реализация электронных госуслуг, создание МФЦ и переход к работе в режиме "одного окна". Такие проекты стали именоваться "электронный город" или "электронный регион".

Задействованные в них информационные технологии применяются в основном в контуре взаимодействия людей и организаций, фактически поддерживая расширенный электронный документооборот. Но это еще не "умный город".

Следующим шагом должна стать тесная интеграция всех систем, отвечающих за безопасность, ресурсоснабжение, экологию, связь, финансы и прочие сервисы. В единый контур управления будут включены камеры наблюдения, приборы учета, пожарная сигнализация и другие разнообразные датчики, а также широкий набор средств коммуникации с населением, обязательно включая мобильные устройства.

Серьезной проблемой является ведомственная разобщенность – региональные структуры федеральных ведомств не всегда готовы к сотрудничеству с местными властями и друг с другом. Эта проблема возникла, в частности, при реализации проекта "Безопасный регион" в Мордовии, о чем рассказал Алексей Лесь, первый заместитель директора ГАУ РМ "Госинформ".

Саранск, в числе других российских городов, будет принимать у себя игры чемпионата мира по футболу в 2018 г., и, согласно требованиям FIFA по безопасности, в городе должно быть обеспечено функционирование единого штаба по чрезвычайным ситуациям. Это стало одним из побудительных мотивов для старта проекта.

Нынешние информационные системы носят ведомственный, отраслевой и объектовый характер, они самодостаточны и не готовы к взаимодействию, тогда как любое происшествие носит комплексный характер и требует комплексного реагирования. Например, авария на подстанции касается не только энергетиков, надо учесть ее влияние на системы водоснабжения, лифты, пожарную безопасность, криминальную обстановку и даже здравоохранение – такая ситуация вызывает стресс и ведет к обострению хронических заболеваний. Случай из реальной жизни: пожарные, прибывшие на место пожара, не смогли выяснить, где отключается электричество на объекте, им пришлось буквально рубить кабель.

Единое информационное пространство взаимодействия, созданное в ходе реализации проекта, должно исключить в будущем такие ситуации. Все участники от различных ведомств процесса имеют равный доступ к информации, что позволяет избежать выяснения вопроса "кто здесь главный" и сосредоточиться на решении проблемы.

В проекте "Электронный Краснодар" организации взаимодействия чрезвычайных и других городских служб с самого начала уделялось приоритетное внимание. С этой целью была организована единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС), в обязанности которой входит сбор, обобщение данных, анализ обстановки, оперативное управление силами и средствами постоянной готовности муниципального звена. Такая координация работы ведомств на городском уровне дала мощный позитивный эффект, констатировал Георгий Антониади, начальник управления ИКТ и связи администрации Краснодара.

При поступлении обращения по телефону 112 (или 050 для проблем в сфере ЖКХ), дежурный заводит карточку инцидента и отмечает, какие экстренные службы должны на этот вызов реагировать. Сигнал мгновенно передается в их ведомственные системы, так что и врачи, и пожарные будут информированы своевременно.

Система комплексного обеспечения безопасности жизнедеятельности (СКОБЖ), кроме упомянутой ЕДДС, включает также ситуационный центр главы города Краснодара, куда поступает информация с камер видеонаблюдения, которые контролируют места массового скопления людей и общественный транспорт. Пока в городе установлено 300 камер, и даже при столь малом покрытии их использование дало положительный эффект. Всего же, по расчетам специалистов, в городе нужно установить около 2 тыс. камер.

Источник: cnews.ru