27 сентября Конституционный Суд РФ разъяснил порядок изменения границ земель лесного фонда при согласовании генплана городского округа.
Дело рассматривалось в связи с жалобой депутатов одного из городских округов.
История вопроса:
Местная администрация города в 2009 году направила проект генерального плана городского округа на согласование в уполномоченные органы. Документом, в частности, предусматривался перевод почти 5 гектаров земель лесного фонда в границы населенных пунктов. Отсутствие в установленный срок ответа от уполномоченных органов считается согласно оспариваемой норме одобрением проекта. И депутаты приняли генеральный план с преобразованными границами. Однако в 2021 году Департамент Лесного хозяйства оспорил это решение, так как изменение границ лесного фонда произошло без прямого одобрения Рослесхоза.
Позиция Суда
Лесной фонд является публичным достоянием народа России и имеет особый статус. Включение земель лесного фонда в границы населенного пункта существенно изменяет их правовое положение, степень охраны и вовлеченности в оборот, т.к. муниципалитет может отнести эти земли в жилую или производственную зону.
Регулирование связанных с лесом правоотношений основывается на приоритете публичных интересов, поэтому если при утверждении генерального плана меняются границы лесного фонда, муниципалитету необходимо дождаться одобрения от уполномоченного органа.
При неполучении согласования в установленный срок местные власти должны сами проявить инициативу и получить заключение об одобрении проекта или замечания к нему. Такое истолкование оспоренных норм вытекает из жизненно важной роли и значимости леса для общества. При несогласии муниципалитета с решением уполномоченных органов спорный вопрос может решаться в суде.
Соответственно, оспариваемые нормы согласуются с Конституцией, так как они не позволяют органам местного самоуправления считать одобренным проект, изменяющий границы земель лесного фонда, без положительного ответа от уполномоченного федерального органа.
Пресс-служба Конституционного Суда РФ