Агломерация – мера разумности
Слово «агломерация» возникало при обсуждениях городских проблем и прежде. Однако регулярно и напористо оно стало звучать из уст власть предержащих только недавно и применительно к самой большой российской агломерации – Московской.
Минрегион предлагается узаконить само понятие агломерации, подготовил проект «дорожной карты» по их развитию и выработке особого градостроительного порядка для городских группировок.
Властью Лужкова и Громова на агломерацию было наложено табу во времена «холодной войны» между Москвой и Московской областью. Москва хотела большей территории, как коммерсант хочет больших оборотов и доходов от инвестиций, но область сдерживала Москву. У нас сейчас принципы коммерции, инвестирования рулят и двигают почти всеми сущностями и практически во всех сферах. Под этим напором, уже частно-инвестиционным, с использованием запала от высказывания Дмитрия Медведева о «Московском округе», и прорвало – где-то, что-то неожиданно треснуло, замкнуло – от области удалось урвать кусок, и не малый. Тут-то наши властители вспомнили и употребили мудрое и красивое слово для декорирования того, что нежданно-негаданно появилось – мол, эта прирезанная (точнее фигурно вырезанная) территория, есть часть Московской «агломерации». Раньше проектировщики-градостроители в качестве урбанистических прогрессивных идей пытались рисовать схемы агломераций для некоторых эконом-географических территорий – например еще в прошлом (20-м) веке были нарисованы картинки для Самарско- Тольяттинской агломерации, третьей в России по количеству жителей. Правда, так и не «нарисованы» до сих пор полноценные и полноразмерные картинки для двух крупнейших агломераций – Московской и Питерской. Теперь власти, как боги, хотят создавать агломерации сверху сами, своим словом и «делом», той величины и содержания, на какую хватает их административных силёнок и влияния. Самый свежий пример: Законодательное собрание Новосибирска 3-го апреля обсудило концепцию агломерации «Большого Новосибирска», заказанную местным министерством ЖКХ московскому проектному институту «Гипрогор» аж за 38 млн рублей.
Грандиозный проект по масштабному расширению площади Москвы приняли в рекордно короткие сроки. Жара, отпуска, летняя расслабленность и действительно необычайная расторопность чиновников несколько скрасили цифру, от которой можно бы и содрогнуться: столица увеличивается в 2,4 раза. Впервые о грядущих переменах заговорили в середине июня на Петербургском международном экономическом форуме. Дмитрий Медведев тогда сказал, что создание «столичного федерального округа» может благоприятно сказаться на развитии московского мегаполиса, способствовать созданию международного финансового центра (МФЦ) и вообще «облегчить жизнь огромному числу людей».
Возвращаясь к Москве: По результатам завершённого международного конкурса, названного «Концепция развития Московской агломерации», а по сути, на идею выгодного пришивания «новых» территорий Москвы, заместителем мэра столицы по градостроительной политике и строительству (по совместительству возглавлявшим созданное международное жюри конкурса) Маратом Хуснуллиным было заявлено: «лишь в трёх конкурсных проектах из девяти представленных проработали вопрос – что представляет собой агломерация в столичном регионе». На взгляд со стороны – наоборот, многие проекты в пользу защиты идей идентификации именно целой агломерации – демонстративно проигнорировали разработку предложений отдельно для прирезанного «хвоста-фартука». А самый слабый проект по части «агломерация», хотя и там она есть – это проект, победивший в номинации «новый федеральный центр» (по слухам, простимулированный владельцем львиной доли земель на новых территориях Москвы, известный проектом «А-101»). Очевидно, предложенные профессионалами настоящие «агломерационные» идеи не укладываются в частно-инвестиционных головах и в соответствующие дела, представления, воззрения Московской власти, и их реализация им всем не под силу и не интересна.
В качестве довеска к (пока ещё) преамбуле настоящей статьи – относительно свежий пример. То, что можно назвать «властной агломерацией» появилось вдруг в Хакассии – «Абакано-Черногорская». Территорию агломерации назначили сверху, повелели ей состоять из «кластеров» (тоже красивое и мудрое модное слово). Однако кластерами назвали не территории, имеющие производительно-функциональную объединительную специализацию (чем кластеры в градоустройстве являются на самом деле), а некие формальные объединения-отряды, вроде пионерских-скаутских, состоящие из фирм-инвесторов, занимающихся родственным бизнесом. Причём в эту «агломерацию» и в состав её «кластеров» собираются кого-то допускать в качестве участников (естественно «уважаемых» инвесторов), а кого-то гнать (наверное тех, кто не «инновационен» и недоинвестиционен).
Дурной пример заразителен – такие «потёмкинские агломерации», не ровен час, могут стать, как сейчас выражаются, трендом, и посыплются как из рога изобилия. Приведёт это к очередному усугублению степени показушности и пустохлопотности в экономике и политике государства. А слово агломерация после такого «употребления» теперь придётся долго оттирать и отстирывать, при том, что специалисты-урбанисты-градоустроители пока даже для себя в русском языке так и не установили точных слов, однозначно расшифровывающих понятие «агломерация».
Итак, предлагаю договориться и довести до сведения дорогих товарищей- господ властителей, что верховной волей, «инвестициями и инновациями» – то есть принудительно – агломерации не создаются. Агломерации возникают изначально не организационно, а географически – путём постепенного расширения, территориальной и транспортной смычки соседних административно самостоятельных городов. Но агломерация может остаться «мёртвой» - это когда местные администрации и граждане продолжают игнорировать соседей и начинают оттаптывать друг другу ноги. Или агломерация оживает и идентифицируется – это когда начинаются процессы демпфирования вынужденных в создавшейся тесноте взаимных толканий, и снизу, с уровня соседних муниципальных образований происходит переход к выработке взаимовыгодных уступок, договоров и совместных градоустроительных действий. То есть географическая территория агломерации становится физическим, действующим объектом урбанистики, поступательно-устойчивого развития территорий. В цивилизованных странах такие процессы начинаются с разработки и принятия документов общего для агломерации пространственного территориального планирования. Административного слияния, объединения субъектов территориального самоуправления при этом не требуется, оно даже вредно – достаточно дружеских договоров. Нельзя забывать, что в основе стыкующихся населенных территорий есть конкретные города, поселки, слободы, посады, деревни со своей самостоятельной историей и самобытностью – эти исторические корни необходимо подкармливать и эксплуатировать – самоидентификация полезна не только для личности, но и для локальных сообществ. Институт местного самоуправления в агломерациях не умирает, а скорее наоборот, приобретает ещё большую значимость, как у Окуджавы – «возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке».
Предложение Дмитрия Медведева расширить Москву в 2,4 раза, создав «столичный федеральный округ» вызвало в российском обществе серьезную полемику. Мнений, предположений и прогнозов множество, причем во многом одни противоречат друг другу. Но решение все равно уже принято. По заверениям официальных лиц, увеличение территории Москвы в 2,4 раза сразу решит чуть ли не все проблемы столицы: и перегруженность центра, и перенаселенность города, и дорожные коллапсы, и многое-многое другое. Жить станет лучше, жить станет веселей… На деле же такое решение может только добавить новых проблем, не решив даже части старых.
Применительно к Москве необходимо с прискорбием констатировать на настоящее время наличие сверхцентрализованного управления и фактически ничтожного самоуправления на уровне районов. Структура городской власти Москвы однозначно способствует лишь отторжению агломерационных подвижек.
Сотрудничество тех соседних территорий, которые ещё не достигли смычки и толкотни – это тоже очень хорошо, даже если это инициируется сверху, но это не есть агломерация (как в приведённом выше примере Хакассии). Агломерация не совсем благоприобретаемое образование, поскольку тогда, когда она возникает нужно думать не столько о выгодах, сколько о вынужденных уступках соседу – разумности ситуация достигнет, если уступки и выгоды будут взаимными и в итоге плодотворными уже для совместного территориального развития соседей.
Если агломерация дозревает до дальнейшего сосуществования на договорной основе бывших ранее относительно независимыми друг от друга поселений-городов, то проблема её границ не возникает – размер ограничивается территорией договорившихся участников. Когда агломерация создается волей верховной власти, то возникает вопрос – где провести общую её внешнюю границу. Ведь, кажется, вместе можно заварить кашу покруче и забросить удочку подальше, то есть – не взять ли в компанию ещё соседей и их территории про запас? Взять-то можно, но не надорваться бы и не прогадать. Вроде бы не худший вариант, когда правители заказывают специалистам разработку урбанистических идей – всякие «Большие Города», но приемлемыми они могут быть только когда проектировщикам не ставится задача нарисовать чёткую, как государственную, границу агломерации – чёткой границы быть не может! По результатам проработки таких идей должны быть приняты решения кого и сколько пригласить в компанию, в границы агломерационного взаимодействия, если, конечно, они согласны на дружбу. Главное в агломерации – совместное действие и развитие, а не карты-схемы – только те субъекты, которые увидят свою выгоду, заключат необходимые соседские договоры, будут составлять агломерацию урбанистическую, реальную, экономическую и политическую, а не просто географическую. Успешная агломерация, правильно распределившая ресурсы, со временем, скорее всего будет разрастаться, к ней могут присоединяться дополнительные территории, а точнее, участники агломерации - административные субъекты самоуправления. В российской системе административного деления – новыми, да и зрелыми «членами» агломерации, по моему убеждению, должны и могут становиться не обязательно муниципальные образования целиком – необходимо дать возможность участия в агломерации городским поселениям, входящим в состав муниципальных районов – без спросу у районных властителей, если того пожелает само городское поселение. А может быть – при искусственных границах городских округов (это те городские поселения, которые по Закону № 131 о самоуправлении не имеют вышестоящего начальства-районов), созданных в границах бывших административных районов, с обширными полями, лесами и просторно раскинувшимися деревнями в границах «городского» округа (коих довольно много образовалось при реализации административной реформы под властителей районов, не пожелавших поделиться властью) – дать право и отдельным населённым пунктам таких округов отделяться от них, «вступая» в агломерацию.
Может родиться, при наличии поблизости других агломераций, и супербольшая идея направленного развития целого мегаполиса, а там и до масштабов страны недалеко, но это тема другой статьи…
Обязательные главные идеи для развития агломерации – сохранение и усиление множества альтернативных центров притяжения, центров местного самоуправления – тех, из которых она образовалась, но может быть и создание новых дополнительных в рамках разработки градоустроительной идеи агломерации. Польза при этом для агломерации должна состоять в том, что на локальных территориях уменьшаются центростремительные тенденции, а перемещения людей и ресурсов становятся разнонаправленными, более равномерными по общей территории агломерации, тем самым – прежде всего, сокращая транспортные проблемы больших городов и их центров, а во-вторых, добавляя жизни в агломерации, дополнительных альтернатив, разнообразия, здоровой конкуренции между территориями, подведомственными местному самоуправлению. Это может считаться главной целью урбанистических идей при разработке общностей и при определении размеров агломерации.
По показателю терпимости ежедневной потери времени для передвижения к месту приложения труда, предельный размер агломерационной доступности составляет, по мнению большинства 1,5 часа дороги (при наличии скоростного железнодорожного сообщения, некоторые урбанисты предполагают возможным включение, например, в состав Московской агломерации, ближайших к Москве соседних областных центров). Не буду вдаваться в лингвистические рассуждения на тему «агломерация-мегаполис-метрополия», но, думаю, правильно организованной агломерацией будет являться та, где на расстояние в пределах 1,5- часовой доступности одновременно передвигаются примерно одинаковое количество страждущих как в одном направлении, так и в противоположном. И, наверное, на такое солидное расстояние не должны ежедневно перемещаться большие массы людей. В пределах агломерации среди прочих признаков, должна быть обеспечена необременительная возможность менять место жительства с перемещением ближе к месту приложения труда без потери близости к альтернативным равноценным объектам-центрам содержательного досуга и удовлетворения прочих бытовых регулярных потребностей. Это еще один признак урбанистически оправданной и полезной организации агломерации. Условно «спальные» районы и «спальные» города возможны, если они кроме сна будут нацелены на разнообразное обслуживание жителей и будут являться местом приложения труда, объектом притяжения многочисленной «обслуги» в самом достойном смысле этого слова, проистекающим из словосочетания «сфера обслуживания», когда граждане, жители обслуживают друг друга на принципах профессиональной специализации.
Еще раз возвращаясь к Москве, где всё вышло задним умом: С бухты-барахты, как с бодуна нарисовали новые границы без корней, без всяких идей и урбанистов, в спешке законодательно закрепили, а затем попытались вытащить-таки из урбанистов оправдание свершившейся глупости. Отчасти оправдали – за бабки, потужившись. Но продукт явно не подвергся необходимой гигиенической обработке и достаточной варке, и путь его быть однозначно спущенным в сортир в завершение естественного процесса при употреблении недозрелого и немытого.
Хочется сделать отступление и насчёт другого словосочетания, участвующего, как правило, в сказках про «Большую Москву» – «международный финансовый центр». Подразумевается что этот «центр» должен располагаться в виде какой-то, размещённой в границах новоявленной Москвы конкретной ограниченной территории, видимо застроенной зданиями делового и банковского использования, которых только и не хватает для его изумительного явления миру. Нью-Йорк, Лондон, Токио, Гонг-Конг и другие города известны, в числе прочих их достижений, именно как международные финансовые центры, однако где конкретно такой «центр» находится на территории этих городов, где границы его территории – никто, разумеется, сказать не может (ответ «Манхэттэн» для Нью-Йорка не принимается – это просто центр города). В новой Москве-России будет опять строиться потёмкинская, но теперь «центровая» деревня, и непременно в «агломерации». Другим глаза заслепим, но свои глаза застим – со своим отмытым златом будем сидеть в тени (хотя бы Кипрских пальм).
И ещё важнейшее: экология, исконное. Природные территории обязаны присутствовать, соседствовать, а ещё лучше – проникать в тело агломерации и соединять коридорами, воронками урбанизированную территорию с массивами естественной природной среды, совсем без использования лирики в этом вопросе, а элементарно – утилитарно для того, чтобы обеспечить водо-воздухо-снабжение и водо-воздухо-отведение. Но главное – это необходимо для удовлетворения не всегда осознанных, биологического происхождения инстинктивных (опять же не лирических) потребностей ощущения связи с природой существа-животного под научным названием «homo sapiens». Иначе он превращается совсем не в «гомо» и даже не в зверя, а в монстра, ведомого технологиями буйного «сапиенса».
Однако, главное, без чего живая агломерация не состоится никогда – это настоящее работающее местное самоуправление (особенно для Московской агломерации). Только воля и разум свободных и заинтересованных в эффективном хозяйствовании на своей территории, избранных, или назначенных демократическим путем администраций, контролируемых снизу и существующих в конкурентной среде – способны объединяться в агломерации, договариваться и дружить для пользы общего дела, и не пытаться объять необъятное.
Как мог бы сказать сатирик Задорнов – слово «агломерация» происходит от русского корня «мера». В нашей сегодняшней российской ситуации – очевидно – «мера разумности».
Источник: Частный корреспондент