Агломерация и «дорожная карта»: предварительный обзор
Агломерации в России имеют шанс на еще большее развитие. Толчком для этого должна стать «дорожная карта», презентованная в начале апреля Министерством регионального развития РФ.

Действующих агломераций в России только миллионников свыше 20, но далеко не так легко идет процесс создания новых объединений. Слишком много тонкостей и вопросов в управлении этими территориями возникают еще на стадии обсуждения. Взять, к примеру, Владивостокскую агломерацию (проект «Большой Владивосток»), в котором дальше слов дело и не пошло. А хотя говорят об объединении ближайших территорий уже более 10 лет. Как правило, для перехода от слов к делу не хватает правовой базы, именно этот пробел и должна устранить «дорожная карта», которая пока находится на доработке.

Пилотным регионом по реализации мероприятий «карты» может стать, в том числе, и Новосибирская область, которая имеет шанс попасть в тройку самых крупных после Московской и Санкт-Петербургской.

Важным моментом «карты» станет то, что агломерации будут позиционироваться, как субъекты развития, и будут введены совершенно официально такие понятия, как «агломерация» и «городская агломерация», «экополис», «иннополис» и «экопоселение».

Планируется также откорректировать действующие нормативные документы таким образом, чтобы появилась возможность для создания агломераций по разным схемам. В Генеральной схеме расселения по территории страны также будет отведено место для данных территорий.

Если говорить о конкретике, то за 2014-2015 год Минрегион РФ совместно с заинтересованными регионами планирует определить порядок определения границ территории агломераций разных уровней. В эти же сроки предполагается решить вопрос об органах управления развитием этих территорий, определить уровни или иерархию агломераций, будет определен порядок формирования и объем полномочий межмуниципального органа управления. Все это будет включено в методические рекомендации, которыми смогут воспользоваться, как «новички», так и уже существующие территории.

«Будут учтены особенности применения документов территориального планирования, градостроительного зонирования и регулирования (контроля), выявлены проблемы и «узкие места» в реализации проектов, и будет обобщен опыт», - отмечается в «дорожной карте».

Первый этап «дорожной карты» позволит, по мнению авторов, выявить, как схемы «создания» агломераций в рамках существующей системы местного самоуправления, так и возможные барьеры.

В 2015-2016 году планируется перейти к такому тонкому вопросу, как финансирование объектов. Предполагается усовершенствовать механизм бюджетного финансирования расходов на трансграничные объекты капитального строительства агломераций. А уже в 2017-2018 годах «карта» выйдет на новый этап, в рамках которого в том числе будут отрабатываться вопросы землепользования и градостроительства.

Но, добавлю, что это только «черновой» вариант «дорожной карты» и он в настоящий момент дорабатывается. Каким он будет в конечной редакции - станет известно позднее.

Хотелось бы также немного напомнить про Новосибирскую агломерацию. На сегодня идет разработка схемы территориального планирования агломерации, как только ее проект схемы будет закончен, он будет вынесен на всеобщее обсуждение. Но уже сейчас предварительно определены состав муниципальных образований, входящих в агломерацию, и ее границы, а между всеми участвующими районами подписано соглашение о намерении создать агломерацию.

"Это предварительный перечень, сформированный, исходя из общих принципов формирования агломераций, из транспортной доступности и ряда других критериев. Окончательный состав будет определен вместе с завершением работ по созданию концепции агломерации и формированием схемы территориального планирования"' - отметил в рамках апрельских публичных слушаний министр строительства и ЖКХ Денис Вершинин.

Предполагается, что в целом площадь Новосибирской агломерации составил 18 тысяч квадратных метров, на которых будет проживать порядка 2 миллионов человек.