Предложение помощника президента по вопросам местного самоуправления Николая Цуканова о создании интерактивной карты развития муниципальных образований РФ по-разному оценивается экспертами. С одной стороны, такая карта может отчасти показать положение дел с МСУ. С другой – появление карты не дает инструментов для решения проблем. Эксперты также опасаются, что если за создание карты возьмутся чиновники, то карта может подгоняться под определенные задачи. |
Помощник президента по вопросам местного самоуправления Николай Цуканов выступил с предложением создать интерактивную карту развития муниципальных образований РФ. Планируется исследовать работу органов власти, финансы, вовлечение граждан в управление и другие параметры. По мнению Цуканова, создание карты позволит выработать критерии оценки качества жизни в муниципалитетах.
Как положительные, так и отрицательные стороны в этом предложении видит доцент департамента государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Павел Кудюкин: «Есть два аспекта. Первый состоит в том, что информационная база, чтобы лучше понимать, что у нас происходит с местным самоуправлением, была бы чрезвычайно полезна. Второй аспект в том, что это очень похоже на стремление максимально, вопреки Конституции включить органы местного самоуправления в систему госуправления, что, в общем, давно происходит, и лишить его самостоятельности».
При этом Кудюкин подчеркнул, что проблемы местного самоуправления в другом: «Проблема в том, чтобы раскрепостить местное самоуправление, дать муниципальным образованиям больше собственных финансовых и других ресурсов, вернуть выборность глав администраций, мэров и в целом демократизировать систему. Потому что сейчас она полностью подавлена госвластью, прежде всего региональной».
По словам директора Ассоциации сельских муниципальных образований и городских поселений Юрия Гурмана, создание интерактивной карты покажет ситуацию на местах, но не даст способов решения проблем: «Это предложение не новое. Эта идея Конгресса муниципальных образований, который уже пытался ее реализовать. С одной стороны, это важно, чтобы понимать положение вещей. Потому что оторванность федеральных, да и региональных руководителей от понимания, что на самом деле происходит с местным самоуправлением, довольно большая. Остается надеется, что, может быть, такая карта позволит им лучше понимать, что творится. Но нужно понимать, что карта – это не панацея, это инструмент, который позволит более ярко и остро увидеть те проблемы, которые есть. А рецептов она не выдаст».
Доцент кафедры государственного управления Института общественных наук РАНХиГС Александр Балобанов считает, что подобная карта не раскроет истинного положения вещей с развитием муниципальных образований. А учитывая, что инициатива исходит от чиновников, то все муниципалитеты будут оценивать «под одну гребенку». «Я думаю, что такое предложение – это некоторый пиар. Я бы это связал с давней работой, которая ведется по поводу формирования критериев, по которым надо оценивать развитие. Но там упор был на регионах и городских округах. Нет устойчивой системы показателей, по которой можно судить и сравнивать. Под разные задачи по-разному можно оценивать ситуацию. Конечно, что-то создать можно. Какой-то интерес, польза в этом будут. Но рассчитывать, что таким образом мы увидим реальный уровень развития, не стоит», – сказал Балобанов.
Он считает, что эффективным будет другой подход: «Интереснее было бы создавать структуры, которые дают возможность самим муниципалитетам и экспертам сравнивать друг с другом развитие. Сравнивать бюджеты, протяженность дорог и так далее».
Цуканов заявил, что критерии оценки эффективной работы местных властей «будут отработаны совместно с регионами».
Источник: Клуб регионов