Татьяна Фарафонтова: «Инициативное бюджетирование – это вопрос, которым нужно заниматься всерьез и надолго»
Основным вопросом повестки прошедшего 27 июня в Законодательном Собрании Совета председателей представительных органов муниципальных образований области под руководством председателя комитета Заксобрания по вопросам бюджетной, налоговой и финансовой политики, заместителя председателя совета председателей представительных органов муниципальных образований области Татьяны Фарафонтовой, стало обсуждение инициативного бюджетирования как механизма решения задач местного значения.   

По словам Татьяны Павловны, в России этим вопросом занимаются уже десять лет, накоплен положительный опыт реализации проектов в Ставропольском крае, Тверской области, на площадке которой недавно состоялся «круглый стол» по данной проблематике. В его работе принимал участие председатель Заксобрания Константин Дьяконов.

Обращаясь к присутствующим, председатель профильного комитета рекомендовала взять за основу размещенную на целевом сайте методическую брошюру «Двадцать пять вопросов об инициативном бюджетировании».

С изложением позиции министерства финансов области выступил заместитель министра Владимир Сологуб. Он отметил, что в настоящее время программа работает в Кировской, Тверской областях, Хабаровском крае, Еврейской автономной области, республиках Башкортостан и Северная Осетия — Алания. Амурская область в числе 38 субъектов в 2017 году присоединяется к проекту "Развитие инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации в 2017-2018 годах" в рамках соглашения, заключенного Министерством финансов Российской Федерации и Всемирным банком.

Программа осуществляется путем софинансирования небольших микропроектов, реализуемых органами местного самоуправления совместно с инициативной группой населения. Стоимость таких проектов, как правило, не превышает 2 млн. рублей. При этом субсидия не носит отраслевой признак, а направления расходов выбирается инициативной группой населения. Все задачи решаются через реализацию муниципальными образованиями небольших проектов совместно с населением. Финансовые средства предоставляются в форме субсидий муниципальным образованиям, отобранным на конкурсной основе. Весь цикл стандартизован и реализуется по заранее согласованному и опубликованному плану. Все проекты отбираются строго на конкурсной основе, по прозрачным и контролируемым процедурам.

Вклад населения в софинансирование микропроекта - один из основных принципов  программы поддержки местных инициатив. Вклад населения и других участников микропроекта может быть внесен и в не денежной форме. Кроме того, при реализации проектов активно привлекаются средства спонсоров. Как правило, это хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории муниципального образования.

По мнению Владимира Викторовича, кроме непосредственных результатов в виде восстановления муниципальной инфраструктуры и развития потенциала местных территорий, в результате реализации программы достигаются важные социальные эффекты: рост удовлетворенности населения качеством жизни и работой местных органов власти; сближение взглядов населения и представителей власти; рост бюджетной грамотности и налоговой дисциплины; восприятие населением собственной роли в решении насущных проблем.

Заместитель министра выразил уверенность, что осуществление данного проекта в Амурской области поможет качественно продвинуться в решении острых проблем местного уровня, которые являются реальным приоритетом у населения.

Выступая с содокладом, Татьяна Фарафонтова обратила внимание участников совещания на законодательное обеспечение вопроса в Гражданском и Бюджетном кодексах РФ, Федеральном законе № 135, обозначила критерии выбора пилотных проектов в муниципальных образованиях Благовещенского и Ивановского районов, раскрыла их содержательную часть: благоустройство территорий, мест культурного отдыха, ограждение кладбищ, ремонтные работы. «Используя механизм инициативного бюджетирования, депутат может показать свою деятельность, полезность для избирателей, сделать прозрачным вклад каждого народного избранника. Станет очевидным, что сделало правительство, что сделали депутаты и каков вклад самого населения», - резюмировала Татьяна Павловна. Председатель комитета подробно рассказала о финансовой составляющей инициативного бюджетирования. По ее мнению, местные жители должны знать, что такой подход будет осуществляться на постоянной основе, что это не сиюминутная практика.

При обсуждении вопроса о ходе реализации Закона Амурской области «О некоторых вопросах участия граждан в охране общественного порядка на территории Амурской области» председатель комитета Законодательного Собрания по вопросам законодательства, местного самоуправления и регламенту Вячеслав Логинов напомнил присутствующим содержание данного закона, его социальную значимость. «Законом закреплены полномочия органов государственной власти области и органов местного самоуправления по обеспечению участия граждан РФ в охране общественного порядка на территории области, - продолжил Вячеслав Юрьевич. – Сложившаяся система правоохранительных органов дополняется общественным механизмом обеспечения правопорядка путем привлечения граждан, организации общественных структур в виде ДНД, наделении их определенными полномочиями».

Председатель Белогорского городского Совета народных депутатов Виктория Гратий раскрыла проблематику применения данного закона на примере муниципального образования г.Белогорска. В рамках проекта «Открытый муниципалитет», предложенного главой города, был создан аккаунт в социальных сетях, где граждане могут ознакомиться с работой ДНД, оставить свои комментарии и предложения по совершенствованию работы общественной структуры.

Вячеслав Логинов также стал основным докладчиком по теме о правовом регулировании вопросов объединения муниципальных образований и изменения их статуса в связи с внесением изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Председатель профильного комитета привлек внимание слушателей к вступившим с 15 апреля 2017 года в силу поправкам в данный Федеральный закон в части  изменения понятийного аппарата; преобразования самих муниципальных образований и их границ; прекращения полномочий органов местной власти в связи с преобразованием МО.

«Нас, безусловно, в большей степени интересует вторая позиция, согласно которой упрощаются процедуры объединения городских округов и муниципальных районов, - сформулировал позицию Вячеслав Юрьевич. -  Внесенными в Федеральный закон изменениями устанавливаются, что в случае изменения статуса городского округа, городского и сельского поселений согласие населения теперь будет выражаться не прямым голосованием через местный референдум, а опосредованно - путём принятия решений их представительными органами.

Докладчик изложил позицию возглавляемого им комитета: «Укрупнение любого муниципального образования, тем более городов и районов, независимо от установленной законом процедуры, - это сложный и многогранный процесс, который должен быть экономически просчитан, организационно подготовлен и политически исполнен без ущерба для населения, способности и возможности органов местного самоуправления управлять большой территорией в решении всего комплекса социально-экономических вопросов развития муниципального образования, как при решении вопросов местного значения, так и при исполнении государственных полномочий. Немаловажным фактором является и доступность власти для населения. Соответственно, это предполагает очень серьезную, трудоемкую и затратную по времени, финансам, экономическому обоснованию процедуру подготовки процесса преобразований».

По итогам обсуждения вопроса председателями представительных органов муниципальных образований области было принято решение принять данную информацию к сведению и использовать в работе.

Источник: Законодательное Собрание Амурской области