Состоялся семинар-совещание на тему "Основные итоги реформы местного самоуправления, активизация участия населения в осуществлении местного самоуправления, развитие территориального общественного самоуправления"
29 марта в г. Владимире Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления совместно с Союзом городов Центра и Северо-Запада России, администрацией города Владимира и Законодательным Собранием Владимирской области провёл семинар-совещание. Депутаты Государственной Думы, законодательных (представительных) органов власти регионов и муниципалитетов, главы городов, члены Общественной палаты, представители Союза городов Центра и Северо-Запада России, учёные, эксперты обсудили текущие результаты муниципальной реформы и вопросы взаимодействия власти и общества в муниципальных образованиях.Основными задачами семинара-совещания стали анализ ситуации в российском местном самоуправлении и обозначение дальнейших перспективах его развития. В ходе встречи состоялся обмен опытом активизации участия жителей в общественно-политических и управленческих процессах на местном уровне, а также поиск новых форм гражданской активности.Отдельной темой семинара-совещания стало развитие территориального общественного самоуправления (ТОС). До недавнего времени существовала проблема проведения собраний и конференций граждан по вопросам организации и осуществления ТОС. Теперь она законодательно решена. В ноябре 2011 года был принят Федеральный закон №361-ФЗ, снизивший минимальную норму представительства граждан на собраниях и конференциях. Это позволяет функционировать ТОСам и на малочисленных территориях. Практика применения данной нормы пока сравнительно небольшая. В связи с этим участники встречи обсудили вопросы развития ТОСов в новых правовых условиях.Председатель Комитета Виктор Кидяев отметил, что на сегодняшний день говорить об окончании муниципальной реформы пока рано:
"Реформа местного самоуправления – процесс многосторонний. Если в вопросе упорядочивания полномочий различных уровней публичной власти уже достигнуты те результаты, которое можно обозначить как определённую «стабильность», то в сфере перераспределения финансовых источников для их исполнения предстоит ещё серьёзная работа. По разным оценкам, на сегодняшний день местному самоуправлению не хватает от 1,5 до 2 трлн. руб.
Реформа бюджетного и налогового законодательства в целях повышения финансовой обеспеченности муниципальных образований в данный момент ведётся очень активно. Правительство Российской Федерации разделило её на два этапа. Первый охватывает период с 2012 по 2014 год, второй – с 2015 по 2018.
Законодательная база первого этапа уже создана. Муниципалитеты, согласно изменениям, внесённым в законодательство в минувшем году, получили налог в виде стоимости патента от упрощённой системы налогообложения, дополнительные отчисления от сельхозналога, суммы штрафов за нарушение правовых актов органов местного самоуправления, отчисления от акцизов на горюче-смазочные материалы, дополнительные объекты обложения местным земельным налогом, отчисления от аренды и продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Всё это в сумме даст местному самоуправлению в период до 2016 года дополнительные 67 млрд.руб.Запланированные в рамках второго этапа меры сейчас получают законодательное оформление: Планируется передать муниципалитетам 35% отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, и в полном объёме доходы от транспортного налога с личного легкового транспорта физических лиц. Будут отменены некоторые федеральные льготы по местным налогам. В результате муниципальные бюджеты, по прогнозам, пополнятся ещё примерно на 190 млрд. руб.Мы с коллегами – депутатами нашего Комитета – собираемся инициировать также перевод на муниципальный уровень некоторых отчислений от налога на прибыль организаций и налога на добычу общераспространённых полезных ископаемых, а также повышение норматива отчислений от НДФЛ в муниципалитеты как минимум до 50%. Всё это позволит обогатить муниципальные бюджеты почти на 500 млрд.!Также мы будем двигаться по пути принятия законопроекта, который заменит два местных налога, земельный и имущественный, единым налогом на недвижимость: доходы местных бюджетов от налогообложения недвижимости возрастут в 1,5 раза".
Виктор Кидяев подчеркнул, что проблемы местного самоуправления не сводятся только к нехватке финансовых средств. Муниципальные кадры нуждаются в совершенствовании своей квалификации, остро стоит проблема ремонта и обновления коммунальной инфраструктцры.В то же время, по словам депутата, не стоит забывать о политическом аспекте местного самоуправления. Без укрепления демократии, без сближения власти с народом ни экономические, ни кадровые улучшения не дадут должного эффекта, ведь если местная власть будет далека от граждан, полученные ресурсы не будут использоваться в интересах жителей.Общественная активность граждан, их готовность принимать деятельное участие в развитии своего города или села зависят от целого ряда факторов:«Важная роль в этом отношении принадлежит государству и органам МСУ, которые должны создавать условия для участия граждан в общественно-политических процессах, в принятии решений в вопросах, напрямую затрагивающих их повседневную жизнь. При этом право граждан избирать депутатов представительных органов является лишь одной составляющей данного вопроса. Хотя это, бесспорно, очень существенно. Вместе с тем нужно несколько расширить круг действительных полномочий представительной власти.На мой взгляд, муниципальные представительные органы должны выполнять четыре основные функции. Во-первых, функцию контроля за исполнительной властью. Это важно делать именно системно. Во-вторых, программную функцию – планирование развития территории своего муниципалитета и при этом способствовать тому, чтобы эти планы претворялись в жизнь. В-третьих, непосредственно представительную функцию – функцию защиты интересов жителей. Это, наверное, самая главная их задача. В-четвёртых, функцию общественного контроля. Ее органы местного самоуправления смогут эффективно выполнить вместе с организациями граждан по месту жительства, которые занимаются самоуправлением. Это, прежде всего, конечно, территориальное общественное самоуправление – самая массовая, гибкая и максимально приближенная к людям форма самоорганизации населения.У граждан не должно складываться впечатления, что их влияние на работу муниципальной власти состоит только в простом участии в выборах, а дальше органы МСУ будут уже работать бесконтрольно от них. Поэтому нужно искать новые формы участия граждан в подготовке и принятии решений муниципальных органов. Этому вопросу, кстати, посвящена отдельная глава 131-го Федерального закона.Очевидно, что задачу расширения гражданского участия в осуществлении местного самоуправления необходимо решать комплексно. Должна проводиться системная работа, направленная на распространение лучшего опыта, обучение должностных лиц местного самоуправления формам и методам взаимодействия с муниципальной общественностью. С другой стороны, необходимо обучение активистов территориального общественного самоуправления. Несомненно, большой вклад в распространение лучшего опыта и обучение могли бы внести ассоциации муниципальных образований. Но главное, чтобы все у самих граждан было желание участвовать в общественной жизни. Тогда будет результат».На семинаре-совещании выступили также председатель Заксобрания Владимирской области Владимир Киселёв, мэр г. Великого Новгорода, президент Союза городов Центра и Северо-Запада России Юрий Бобрышев, мэр г. Владимира Сергей Сахаров, директор департамента развития регионов и муниципальных образований Министерства регионального развития РФ Елена Кодина, и др. По окончании основной части мероприятия состоялся брифинг с участием Виктора Кидяева, Юрия Бобрышева и Сергея Сахарова.
Источник: Официальный сайт Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления