Реформа закона о местном самоуправлении — возвращение к советской системе?

Госдума обсуждает поправки к закону о местном самоуправлении (МСУ), которые дадут право регионам упразднять поселения и муниципальные районы, а вместо них образовывать городские округа. По мнению властей, это позволит решить муниципальным властям накопившиеся проблемы, в том числе финансовые. Директор «Центра Развития Региональной Политики» Илья Гращенков рассказывает, к чему могут привести эти поправки: 

 

 

Сейчас примерно следующий расклад. Губернаторы — люди, согласованные с Москвой. В конфликте федерального центра и региона, когда Москва выставляет какие-то требования губернатору, типа «реши вопрос с таким-то мэром», он говорит: «Я не могу, он не мной избран». Такая ситуация будет сведена на нет. Везде будут назначенные сити-менеджеры, легко заменяемые. Как мы видим, эта система реализуется в целом по стране. Губернаторы-технократы — винтики машины, механизмы, такими же будут и мэры городов. Полная вертикализация власти.

Сити-менеджеры, по моим наблюдениям, люди совершенно случайные. Какие-то бывшие работники прокуратуры, силовых ведомств, какие-то люди, пришедшие вообще из совершенно параллельных систем. У них нет опыта ни государственной службы, ни муниципального управления, они не разбираются в экономике, не проходили школу выборов. Как правило, такие главы долго у власти не задерживаются, что вызывает большую текучку. Я считаю, что это [поправки к закону об МСУ] очень губительно для местного самоуправления…

У жителей села [в случае принятия поправок в закон об МСУ] будет советская система, когда ты должен из своей деревни ехать в райцентр, чтобы решить вопрос разделения двух метров дорожки с соседом. Потому что те функции, которые были раньше в сельсоветах, передадут в область. Вообще, много негативного влияния будет после преобразований в городские округа.

Село же уникально по своей структуре. Населения мало, территории много. Это такие своеобразные стратегии развития, которые городскими главами вообще не понять, и вряд ли они смогут как-то перенять этот опыт. Что такое развитие села? Это должен человек лично приехать в какое-нибудь поле, походить по нему, с местным агрономом поговорить, что там растет, не растет, пообещать ему, что он там с кем-то встретится. Это целая личная история. Наверное, для России это было оптимально. Сейчас попытка это перевести на технократические рельсы.

Есть и позитивные моменты, в части экономия средств в некотором роде, потому что если сократить все сельские администрации, то здание не надо арендовать и т. д. У губернаторов появится некая опора, они смогут больше отвечать за свои же обещания. «Мы обещали вам решить вопрос, нам не надо ничего решать с главами муниципалитетов, они будут исполнять наш приказ». Я только сомневаюсь, что у них и раньше не было таких полномочий. Поэтому, кроме экономии средств, я не могу ни одного позитивного момента отметить. И надо ли экономить на этом, вот в чем вопрос. 

Источник: СОЛЬ