Вместе мы сила!
А.А.Козлов

Губернатор Амурской области уверен, что эффективное управление во всех сферах жизни общества, а тем более построение и деятельность органов муниципальной власти, невозможно без четко отлаженного механизма взаимодействия.

С целью обеспечения постоянного взаимодействия между органами государственной власти области и Ассоциацией в 2010 году принят Закон Амурской области «О полномочиях органов государственной власти Амурской области по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Амурской области». 

– Правительство области, и вы, как губернатор, принимаете участие в работе Совета? 

– В рамках этого закона представители Правительства области и Законодательного Собрания принимают участие в работе Собрания, Правления и палат муниципальных образований, мероприятиях, проводимых Советом муниципальных образований области.

Ассоциация способствует развитию межмуниципального сотрудничества, изучению и обобщению опыта работы, оказывает практическую помощь в разработке нормативно–правовой базы, обучении кадров. С этой целью проводятся встречи, круглые столы, семинары, практикумы. Актуальные вопросы рассматриваются на собраниях, заседаниях Правления и палат.

это помогает органам местного самоуправления решать задачи, связанные с реализацией 131-го Федерального закона.

Поэтому приоритетом в деятельности Правительства области является выстраивание алгоритма такого взаимодействия с органами местного самоуправления, направленного на социально-экономическое развитие территорий, повышение уровня и качества жизни населения в каждом, даже самом отдалённом поселении нашей области.

Естественно, на нашу совместную деятельность влияют и современные экономические условия.

Время требует от нас мобилизации всех ресурсов на решение возникших проблем. 

– Каких именно? 

– Самая важная задача – создание комфортных и безопасных условий для проживания граждан в муниципальных образованиях области.

Правительством области, совместно с органами местного самоуправления принимаются антикризисные меры, которые позволят решить эту задачу.

Необходимо четко понимать, что преодолевать трудности можно не только экономическими мерами, но и с помощью более рациональных подходов к формированию органов управления. 

– Например? 

- Эти подходы заложены в Федеральном законодательстве, которое позволяет избрать главу муниципалитета без финансовых затрат – представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией.

Вообще, выборы глав муниципалитетов – одно из направлений, которые требуют новые механизмы.

На различных встречах и совещаниях с главами и председателями представительных органов неоднократно обсуждался этот порядок избрания глав. На себя мы взяли задачу методического сопровождения этого процесса: были подготовлены проекты соответствующих изменений в уставы, проекты муниципальных правовых актов и другие методические материалы.

Должен сказать, наша деятельность нашла поддержку со стороны органов местного самоуправления.

В текущем году должны пройти выборы глав в 48 муниципалитетах: 8 в городских округах и муниципальных районах и 40 – глав поселений. Уже избраны 37 глав, и только 4 главы сельских поселений избирались на прямых выборах, 33 избраны по конкурсу, в том числе главы 7 городских округов и муниципальных районов. Это позволило сэкономить порядка 20 млн. рублей.

Предстоит избрать еще 11 глав муниципальных образований.

В данный момент изменения в уставы, позволяющие избирать глав по конкурсу, внесли 72,7% муниципалитетов, а их на территории области 286. Работа Правительства с муниципалитетами по внесению соответствующих изменений будет продолжена. 

– Важно ли взаимодействие с руководителями органов местного самоуправления? 

– В решении задач по обеспечению жизнедеятельности населения области и ее социально-экономического развития мы всегда опирались и будем опираться на руководителей органов местного самоуправления. И поэтому наша повседневная деятельность основана на тесном взаимодействии с ними. Это и личное общение, и проведение совещаний с руководителями в формате видеоконференцсвязи.

 Кстати, такая форма используется не только исполнительными органами государственной власти области, но и при проведении заседаний Правительства. Видеоселекторные совещания проходят практически в еженедельном режиме, что позволяет нам слышать мнение руководителей органов местного самоуправления при обсуждении различных вопросов и учитывать его при принятии решений мною и членами Правительства области. 

– Насколько реальна помощь областных властей, областного бюджета, муниципалитетам? 

– Из областного бюджета муниципалитетам оказывается финансовая поддержка. В первоначальной редакции областного бюджета на 2015 год местным бюджетам было предусмотрено 12,7 млрд.рублей финансовой помощи. За 10 месяцев этого года ее размер вырос на 2,6 млрд.рублей и сейчас составляет 15,3 млрд.рублей. 

– Вы контролируете состояние бюджетов муниципальных образований? 

- Правительством области осуществляется постоянный мониторинг хода исполнения местных бюджетов. Снижение налоговых доходов в местные бюджеты в текущем году не критично. Всего в трех районах наблюдается снижение налоговых и неналоговых доходов по сравнению с прошлым годом (Завитинский – 99,0 %, Тындинский – 97,8 % и Шимановский – 93,8 %). Муниципальным образованиям, у которых в течение года возникали проблемы с поступлением налогов в их бюджеты, из области перечислялись дотации в виде авансовых платежей. За январь – октябрь текущего года 11 муниципальным образованиям в опережающие сроки было перечислено 78,4 млн.рублей дотаций.

Кроме того, Правительством области летом этого года проведена реструктуризация долгов по бюджетным кредитам на 6 лет тем муниципалам, которые получают налоговые доходы в меньшем объеме, чем было учтено при формировании их бюджетов. В результате реструктуризации задолженность по бюджетным кредитам на общую сумму 8,9 млн.рублей будет погашаться до 2022 года. 

– Размер финансовой помощи в будущем году изменится? 

– Объем финансовой помощи из областного бюджета на 2016 год сохранен на уровне текущего года. При распределении дотаций учтено снижение налогового потенциала ряда местных бюджетов (например, городов Райчихинск и Тында, Архаринского, Магдагачинского и Тындинского районов), а также учтена потребность в средствах на такие первоочередные расходы как оплата труда и коммунальных услуг муниципальных учреждений.