«Часто руководящие посты на госслужбе занимают люди, владеющие профильным бизнесом: городской комитет по торговле – владелец сети магазинов...» |
Проблемы развития российских муниципалитетов обсуждались сегодня на собрании членов Общероссийского конгресса муниципальных образований (ОКМО), который прошел в казанском «Корстоне». Столица Татарстана выбрана для этого не случайно: в республике работает самый крупный в стране совет муниципальных образований, и ни для кого не стало сюрпризом, что именно Татарстан часто упоминался как пример для других регионов в решении вопросов взаимоотношения с районами и поселениями.
«Основной секрет нашего успеха заключается в том, что мы никогда не делили власть на федеральную, региональную и местную», – поделился с участниками собрания президент Татарстана Рустам Минниханов. По его словам, важно не забывать, что у всех уровней власти общая цель – удовлетворение потребностей народа. Как стало ясно из дальнейших выступлений, особенно власть гордится своим законом о полномочиях сельских поселений, согласно которому на каждый рубль, собранный с населения, бюджет республики добавляет 4, и эти деньги идут на благоустройство территории.
«По итогам 2014 года в бюджет поселений от граждан поступило 80 млн, софинансирование от государства – 320 млн рублей, а за первое полугодие этого года собрано уже 100 млн рублей, выделено из бюджета – 400 млн», – рассказал председатель совета муниципальных образований РТ Минсагит Шакиров. А по мнению спикера Госсовета РТ Фарида Мухаметшина, именно эта реформа помогла муниципальным депутатам (надо полагать, от «Единой России», чьим представителем он является – прим. ред.) на недавно прошедших выборах в законодательные органы муниципалитетов.
«Мы когда почувствовали, что некоторые районы отказываются от своих полномочий из-за отсутствия финансового мандата, решили пересмотреть у себя и наделили их дополнительными полномочиями по уходу за кладбищами, водоснабжением, за благоустройство они не отвечали и из своего бюджета деньги на эти полномочия передали. Нас конгресс в этом поддержал», – рассказал журналистам спикер татарстанского парламента.
Расширение возможностей муниципалитетов продолжается и на федеральном уровне. Замминистра юстиции России Михаил Гальперин рассказал, что минюст рассматривает сейчас ряд инициатив: это закрепление за советами муниципальных образований права законодательной инициативы на федеральном уровне. Если муниципалитеты смогут делать это напрямую, процесс законотворчества будет, и представление их интересов будет более эффективным, считает он. Вторая инициатива – доступ муниципальных советов к решению вопросов о распределении полномочий между местным самоуправлением и органами государственной власти субъектов. Кроме того, совместно с федеральным собранием минюст начинает работу по исправлению неточностей в законодательстве о местном самоуправлении, и Гальперин пригласил ОКМО поучаствовать в процессе.
«Совместно с минюстом работаем над поправками, которые дадут советам право законодательной инициативы в своем регионе, и чтобы его голос учитывался при учете полномочий», – подтвердил слова замминистра юстиции президент ОКМО, председатель комитета Госдумы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев. По его словам, работы еще много, например, на первый план выходят кадровые вопросы. «Очень часто руководящие посты на госслужбе занимают люди, владеющие профильным бизнесом: например, городской комитет по транспорту возглавляет транспортный магнат, комитет по торговле – владелец сети магазинов. Это не нормально. Если кто-то считает, что работа в муниципалитете – способ ведения предпринимательской деятельности, то нам не по пути», – объявил он.
Напомним, на днях эта же проблема поднималась на заседании комиссии по координации работы по противодействию коррупции в РТ. Однако позже в Управлении антикоррупционной политики при президенте РТ заявили, что в Татарстане подобных конфликтов интересов не выявлено (остается порадоваться за республику и некоторых предпринимателей). Судя по частоте публичных обсуждений этой проблемы, из федерального центра по регионам пришла четкая антикоррупционная установка.
Возвращаясь к теме полномочий муниципалитетов, стоит обратить внимание на разные их трактовки минюстом и самим конгрессом: если Гальперин говорит о праве законодательной инициативы напрямую в федеральный центр, то Кидяев — о механизме, по которому эти инициативы будут проходить через ОКМО. «Мы стараемся, чтобы с места они инициативу нам отдавали, мы в комитетах и палатах будем их обсуждать и с ними выходить. Разные комитеты будут, по отраслям и направлениям. Так будет удобнее, потому что у нас возможности другие. Мы сообща будем работать, так будет быстрее и удобнее, потому что у конгресса есть эксперты, которые помогут сформировать законопроект таким образом, чтобы он был быстрее принят», – рассказал он «Реальному времени».
По словам Кидяева, конгресс создает специально для этого 6 комитетов: по ЖКХ, правовым, кадровым, земельным и экономическим вопросам, по бюджету. Соответствующие изменения в устав ОКМО, как ожидается, будут утверждены сегодня, и уже в ближайший месяц муниципалитеты смогут начать использовать право законодательной инициативы.
Очевидно, что такая идея по душе и местным властям. «Российский федерализм – живой организм, он требует изменения и вживления в федеральное и региональное законодательство нового опыта. Чтобы люди сами отвечали за свои территории, не из Москвы, не из Казани решали, где что построить или сделать, а сами», – заявил Фарид Мухаметшин.
Но муниципалитеты Татарстана требуют и дополнительных финансовых полномочий. Об этом рассказал в своем выступлении Шакиров, добавив, что его поддерживают коллеги и из других регионов. «Необходимы существенные изменения в формировании доходной базы муниципалитетов, чтобы число доходных муниципалитетов возросло хотя бы до 70%. Высказываемые опасения финансистов о сверхдоходах части муниципалитетов легко приводятся в норму через механизмы отрицательных трансфертов», – заявил он и стал первым выступающим, сорвавшим аплодисменты.
Стоит отметить, что сейчас в Татарстане 956 образований. Из них, по данным сайта минфина РТ, только у 77 доля дотаций из других бюджетов в последнюю пару лет не превышает 5% собственных годовых доходов местного бюджета, у 441 доля дотаций превышает 20%, а у 353 поселений дотации составляют 50% от собственных доходов. В общей сложности в этом году из бюджета РТ муниципалитетам будет выделено 8 млрд рублей. Как в таких условиях можно сделать доходными 70% поселений, он не уточнил.
Однако наделение муниципалитетов новыми полномочиями в кризис – обычная тенденция, работает принцип «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Соответствующие разговоры на федеральном уровне начались еще в мае, когда соответствующий законопроект предложил депутат Иван Абрамов. Позже похожие инициативы не раз предлагали и другие, например, мэр Саратова.
«Все предложения по улучшению финансовой самодостаточности субъектов наталкивались на отрицательные заключения минфина, причем независимо от того, были ли это доходные годы или период кризиса», – продолжает Шакиров. Сейчас муниципалитеты видят своей главной задачей решение именно этой проблемы, заявил он. Судя по всему, именно это будет одной из первых законодательных инициатив муниципалитетов, когда (или если) они получат такое право. Но глава совета настроен решительно: задачи постоянных палат и комиссий при ОКМО – не обсуждение, а решение проблем, напомнил он.
Источник: Реальное время