Надо обобщать и распространять позитивный опыт взаимодействия органов местного самоуправления с органами контроля и надзора
13 ноября Председатель Комитета Совета Федерации  по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера в Совете Федерации, Председатель ВСМС Дмитрий Азаров провел семинар-совещание на тему «О практике осуществления контроля и надзора за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления». 

В дискуссии участвовали представители заинтересованных федеральных органов власти и главы муниципальных образований. Муниципальная часть спикеров была сформирована при содействии ВСМС. 

Среди ключевых моментов совещания — выражение готовности Генеральной Прокуратуры России развивать наметившийся тренд к партнерству с органами местного самоуправления. Во многих муниципалитетах прокуроры участвуют  в «нулевом» чтении проектов муниципальных НПА. Выявлены отдельные случаи участия прокуратур в составлении и сопровождении перспективных планов устранения органами местного самоуправления выявленных нарушений и даже защите муниципальных прав в случае нарушения их иными органами власти и юридическими лицами. Это все, как отметил Дмитрий Азаров, повышает эффективность работы всей системы публичной власти, прежде всего, качество жизни населения муниципалитетов. По мнению Председателя ВСМС, такой опыт надо собирать, обобщать и тиражировать как лучшую практику взаимодействия контрольно-надзорных органов с органами местного самоуправления. 

В начале совещания Дмитрий Игоревич сделал подробный доклад о качестве взаимодействия органов местного самоуправления с органами прокуратуры. Он отметил, что повышение результативности и эффективности контроля и надзора за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления является  одной из приоритетных задач, стоящих перед системой публичной власти России, - об этом также говорил Президент России Владимир Путин на встрече с участниками Всероссийского съезда муниципальных образований в ноябре 2013 года. 

С целью совершенствования контрольно-надзорной деятельности за последние 2 года принят ряд важных законов: ФЗ-370 от 21 декабря 2013 года, которым внесены изменения в 77 статью Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации,  ФЗ-288 от 5  октября 2015 года и ФЗ-291 от 27 октября 2015 года с поправками в КоАП Российской Федерации. В приказе Генерального Прокурора «О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями» были определены основные подходы к устранению выявленных проблем, благодаря чему во многих муниципалитетах  установилась позитивная практика участия прокуроров в экспертизе проектов муниципальных правовых актов на стадии «нулевого» чтения. Дмитрий Азаров поблагодарил представителей Генпрокуратуры за эту поддержку.

В то же время в ВСМС продолжают поступать сигналы с мест о необоснованности проверок, высоком количественном уровне немотивированных запросов, наложении физически и финансово невыполнимых предписаний с требованием их срочного исполнения, непосильных для добросовестных муниципальных руководителей штрафных санкций. Кроме того, прокуроры редко учитывают особенности процедур, которые органы местного самоуправления обязаны соблюсти, чтобы обеспечить выполнение выданных предписаний (внесение изменения в местный бюджет, муниципальные программы и иные муниципальные нормативные акты, закупка необходимых товаров, работ и услуг и т. д.), а также юридическую принадлежность имущества и земельных участков — при наложении штрафов за ненадлежащее их состояние. По мнению присутствующих на совещании представителей ВСМС, последняя проблема обусловлена недостаточным уровнем подготовки инспекторов и местных прокуроров по вопросам организации муниципального управления. 

Дмитрий Азаров также считает, что контрольно-надзорные органы на местах  в недостаточной мере учитывают публично-правовую природу органов местного самоуправления. Положение усугубляет отсутствие методологической и юридической  проработки показателей результативности контроля за деятельностью органов местного самоуправления. И, конечно, сохраняет остроту вопрос подготовки муниципальных кадров, особенно поселенческого уровня. Одним из методов преодоления указанных проблем являются, как указал Председатель ВСМС, регулярные семинары-совещания для должностных лиц органов местного самоуправления, в ходе которых представители контрольно-надзорных органов разъясняют наиболее частые административные правонарушения, механизмы их предотвращения, консультируют и отвечают на возникающие вопросы. Важный механизм решения проблемы содержится и в федеральном законодательстве — речь идет об институте перераспределения полномочий между регионом и муниципалитетами. Целесообразно проанализировать наиболее часто выдаваемые в регионе  предписания за невыполнение муниципалитетами своих полномочий и на базе этого анализа перераспределить полномочия — то, что муниципалитеты массово не могут выполнить, рекомендуется взять на выполнение субъектами Российской Федерации.

В ходе семинара-совещания выступили член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Олег Цепкин, начальник управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации Алексей Пухов, директор Департамента конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления Министерства юстиции Российской Федерации  Андрей Корнеев, помощник Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Алексей Журавлев. Докладчики признали наличие проблем и выразили готовность оказывать содействие их устранению и профилактике. В частности, как сообщил Алексей Пухов, в 2015 году Генеральной Прокуратурой России отклонено 7000 обращений от прокуроров с мест о проведении плановых проверок в отношении органов местного самоуправления, соблюдается установка на минимизацию внеплановых проверок и отмену необоснованных предписаний. Так в г.Миассе Челябинской области местная прокуратура выдала предписание построить пешеходный мост над железнодорожными путями, но Генеральной Прокуратурой указанное предписание было отменено. В целом, основное надзорное ведомство России придерживается установки на пресечение и профилактику необоснованных санкций в отношении органов местного самоуправления, в связи с чем будет усилена мониторинговая работа в отношении прокурорской деятельности на местах. 

Муниципальную позицию по теме совещания представила делегация ВСМС: глава администрации Владивостока, заместитель Председателя Центрального Совета ВСМС по Дальневосточному федеральному округу Игорь Пушкарев, глава г.Пскова, Председатель Псковского Регионального отделения Иван Цецерский, глава администрации г.Уфы Ирек Ялалов, директор Центра поддержки и сопровождения органов местного самоуправления ВШГУ РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, член Экспертного Совета ВСМС Екатерина Шугрина, глава администрации Питкярантского района Республики Карелия, Председатель Регионального Совета регионального отделения ВСМС Республики Карелия Ольга Старикова, глава г.Тольятти, сопредседатель Комиссии ВСМС по повышению инвестиционной привлекательности муниципальных образований Сергей Андреев, директор ККГБУ ДПО «Институт муниципального развития», заместитель Председателя Центрального Совета ВСМС по Сибирскому федеральному округу Алексей Менщиков, глава Большесельского поселения Большесельского района Ярославской области Сергей Груздев, глава Пластовского района Челябинской области Александр Неклюдов. Также в работе семинара-совещания участвовали: депутат Законодательного Собрания ЯНАО, председатель Регионального Совета Ямало-Ненецкого Регионального отделения ВСМС Марат Абдрахманов, депутат Азовской городской Думы, руководитель Ростовского Регионального исполнительного комитета ВСМС Владимир Влазнев, председатель Комитета Законодательного Собрания Свердловской области по региональной политике и развитию местного самоуправления, заместитель Председателя Центрального Совета ВСМС по Уральскому федеральному округу Анатолий Павлов, руководитель Центрального исполнительного комитета ВСМС Светлана Романова, глава администрации г.Ханты-Мансийска, председатель Регионального Совета Ханты-Мансийского Регионального отделения ВСМС Максим Ряшин, председатель Якутской городской Думы, председатель Регионального Совета Якутского Регионального отделения ВСМС Александр Саввинов, заместитель председателя Правительства Самарской области, заместитель Председателя Центрального Совета ВСМС по Приволжскому федеральному округу Александр Фетисов и др.

Участники совещания единогласно поддержали предложение о продолжении работы по совершенствованию правовых механизмов взаимодействия органов контроля и надзора с органами местного самоуправления с учетом данных с мест. Эта работа должна быть направлена на устранение системных причин возникновения проблем в данной сфере — следует пересмотреть подходы к организации контрольно-надзорной деятельности в регионах и муниципалитетах. Карательные меры должны смениться профилактическими, консультационными и методическими, направленными, прежде всего, на положительные результаты в сфере улучшения качества жизни российских граждан. Также целесообразно повысить уровень ответственности контрольно-надзорных органов за свои решения и их последствия. 

Собравшиеся приняли за основу проект Рекомендаций семинара-совещания в адрес ряда органов федеральной власти  (профильных комитетов Федерального Собрания, Правительства, Генеральной Прокуратуры), органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. 

Свои рекомендации получили ВСМС и Общероссийский Конгресс муниципальных образований:

- Способствовать распространению положительного опыта взаимодействия органов местного самоуправления с органами контроля (надзора);

- На основе полученных от советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации и региональных отделений ВСМС сведений о наиболее существенных проблемах в сфере муниципального контроля и предложений по совершенствованию федерального законодательства в сфере муниципального контроля  подготовить и направить в Совет Федерации и Государственную Думу обобщенные предложения по совершенствованию федерального законодательства в сфере контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления.