Комитет гражданских инициатив (КГИ) сегодня представит проект муниципального кодекса, который, по мнению его авторов, должен повысить гибкость регулирования местного самоуправления (МСУ). Это предварительный вариант, осенью ожидается окончательная версия. |
Сейчас федеральный закон жестко регулирует МСУ, говорит эксперт КГИ Андрей Максимов: «Мы же повышаем гибкость правового регулирования и предлагаем вариативность различных механизмов». По словам Максимова, нынешний закон об общих принципах организации МСУ себя исчерпал – первоначально у отвечавшего за эту реформу Дмитрия Козака была целостная концепция, которая не была реализована, кроме того, из-за внесенных поправок от первоначальной версии ничего не осталось. Поэтому нынешнее законодательство не позволяет населению участвовать в решении местных вопросов через муниципальные власти, которые огосударствлены, мэры зависимы от губернаторов и чаще неизбираемы, говорит эксперт.
КГИ предлагает пресечь волну интенсивного объединения поселений и проводить их на основе измеримых показателей – километража и демографической ситуации. Должна быть создана гибкая система для решения муниципалитетами финансовых вопросов, которые им под силу, при этом муниципалитеты должны сами регулировать вопросы управления землей и территориального планирования, полагают эксперты. КГИ также предлагает отказаться от назначения мэров и от модели, используемой в Екатеринбурге, – когда жители напрямую выбирают мэра, но он не возглавляет администрацию. При этом модель с сити-менеджером может быть при условии, что в конкурсной комиссии не будет представителей госвласти, а состав комиссии определяет горсовет. Кроме того, предлагается возможность не только единоначальной системы в исполнительно-распорядительном муниципальном органе, но и коллегиальной – как исполкомы в советское время, добавляет Максимов.
«Единая Россия» создала вертикаль органов МСУ, исключив главный принцип – принятие населением решения о выборе руководителя МСУ, говорит депутат Госдумы Александр Бурков («Справедливая Россия»): «Закон перекроили, теперь в основе – централизация власти, а не участие гражданина в жизни города». Муниципалитеты, имея круг полномочий, не могут их выполнять, потому что у них нет под это финансового обеспечения, а сити-менеджером и мэром может быть человек, «не прошедший избирательное сито», продолжает депутат: «Самое опасное – это назначение мэров комиссией, где 50% голосов принадлежат губернатору, поскольку везде может появиться мэр, который не знает проблем муниципального образования». К тому же на местном уровне убраны выборы по партспискам, напоминает Бурков: «Таким образом хоронят институт политических партий, поскольку одномандатниками проще управлять – их выборы зависят от административного ресурса. Таким образом, мы снова получаем клуб бизнесменов, близких губернатору».
Реформа МСУ идет, но непоследовательно – из-за разных подходов и темпов теряется единство принимаемых мер, поэтому необходима коррекция реформы, которая бы уменьшила проблемы и сгладила различия в муниципалитетах одного и того же типа в разных частях страны, говорит политолог Дмитрий Орлов. Однако меры, предлагаемые КГИ, вряд ли можно считать оптимальными, полагает он: «В современных российских условиях необходима концентрация ответственности, и коллегиальный орган будет ошибкой. А назначение сити-менеджеров можно обсуждать экспертам».
Источник: Ведомости