В Госдуме обсудили пути повышения эффективности местного самоуправления в сельской местности
|
28 мая Сергей Нарышкин провел очередное заседание Совета по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы. В мероприятии приняли участие депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, муниципальных законодательных собраний, главы городов и сельских поселений. Участники заседания обсудили пути повышения эффективности местного самоуправления в сельской местности. |
В своем вступительном слове спикер нижней палаты парламента Сергей Нарышкин отметил, что дальнейшее укрепление экономической базы муниципалитетов и их бюджетной самостоятельности - это одно из приоритетных направлений государственной политики».
«От эффективности работы сельской власти во многом зависит не только условия жизни и быта наших сельчан, но и работа сельскохозяйственных предприятий, насыщение продуктового рынка отечественными товарами, а это, значит, и вопросы импортозамещения, которым сегодня уделяется такое большое внимание, это и вопросы обеспечения продовольственной безопасности нашей страны», - сказал Нарышкин.
«Крайне важно для местной власти уметь слушать и слышать людей, обсуждать с ними волнующие их вопросы и стараться оперативно их решать в рамках своих полномочий. Для этого, безусловно, нужны и соответствующие возможности - организационные, кадровые и финансовые», - продолжил он.
По словам Нарышкина, «дальнейшее укрепление экономической базы муниципалитетов, их бюджетной самостоятельности - это одно из приоритетных направлений государственной политики».
Он напомнил, что 27 апреля на встрече Президента РФ с Советом законодателей был поднят вопрос о соответствии полномочий и финансовых ресурсов на различных уровнях власти. «Считаю, что одними трансфертами здесь проблему не решить, потому предложил создать совместную рабочую группу Совета законодателей, Счетной палаты, Правительства РФ для выработки необходимых предложений», - сказал Нарышкин.
|
Заместитель министра юстиции РФ Дмитрий Аристов подробно остановился на вопросах, над которым работает ведомство. «По данным мониторинга развития местного самоуправления, который нами проводится, по состоянию на начало 2015 года в стране действовала 21 тысяч объединений ТОС (территориальное общественное самоуправление), охватывающих 4,5 тысяч муниципалитетов», - рассказал Аристов. |
«ТОС действует практически в каждом четвертом муниципальном образовании. При этом охват территории этим движением зачастую бывает крайне неравномерен даже в пределах соседних субъектов федерации со сходными социально-экономическими условиями», - отметил он.«Однако, в тех регионах, где местные сообщества проявляют должную активность, где граждане чувствуют свою вовлеченность в дела местных сообществ, а региональные органы власти и органы местного самоуправления оказывают им всяческое содействие и помощь, удается добиться неплохих результатов», - сказал Аристов.По его словам, значительных показателей в развитии ТОС добились Краснодарский край, и Волгоградская область, республика Марий Эл, Бурятия, Кировская область.
Замминистра юстиции также указал, что действующий федеральный закон содержит ряд норм, позволяющих использовать потенциал ТОС, зарегистрированных в качестве юрлиц, для решения местных проблем. «Такое юрлицо может по договору с муниципальным образованием использовать бюджетные средства для выполнения определенных работ и решения вопросов местного значения», - пояснил Аристов.
По данным Минюста, в качестве юрлиц зарегистрированы 2,2 тысячи ТОС, что составляет почти 10% от их общего числа», - сообщил он.
Аристов также отметил положительное влияние общественных палат муниципальных образований на развитие местного самоуправления. «Данный формат позволяет активным участникам местных сообществ активно принимать участие в жизни местного сообщества и быть связующим звеном между институтами власти и гражданами, проживающими в муниципальном образовании», - подчеркнул он. При этом Аристов отметил, что Минюст считает преждевременными инициативы об обязательном создании общественных палат в муниципальных образованиях. Замминистра юстиции обратил внимание на позитивную роль института сельских старост в развитии местного самоуправления. «Этот институт не имеет прямого закрепления в федеральном законодательстве, но может рассматриваться как иная форма участия населения в местном самоуправлении. Она наиболее востребована в тех регионах, где низовые муниципальные образования, в первую очередь сельские поселения, представляют собой крупные формирования», - отметил Аристов. По данным Минюста, институт старост существует в 27 российских регионах, наибольшее распространение он получил в Ленинградской, Амурской, Архангельской, Орловской, Самарской областях, в Республике Хакасия и в Ненецком автономного округе.
|
Заместитель министра финансов РФ Леонид Горнин со своей стороны высказал ряд предложений по совершенствованию системы самообложения в муниципальных образованиях. «За последние пять лет четко вычерчивается тенденция снижения доли доходов местных бюджетов относительно и ВВП в целом, так и относительно показателей консолидированных бюджетов субъектов РФ», - заявил Горнин. |
По словам замглавы Минфина, «институт самообложения является одним из эффективных инструментов по расширению доходной части бюджетов органов местного самоуправления».
«В 2014 году механизм самообложения граждан применялся в 1454 муниципальных образований (всего более 23 тысяч муниципальных образований). Анализ за последние три года показывает, что данный механизм использовался всего в 46 субъектах РФ», - рассказал замминистра финансов.
«Наибольший объем поступлений в 2014 году в части самообложения граждан отражается по таким субъектам федерации, как Республика Татарстан, Пермский край, Кировская область, Республика Башкортостан и Калужская область. 95% поступлений приходится на сельские поселения», - сообщил он.
«На взгляд Минфина целесообразно рассмотреть вопрос о дополнении статьи 56131-ФЗ «О местном самоуправлении» положениями, предусматривающими возможность установления размера и периодичности платежей граждан в течение финансового года в целях повышения оперативности решения вопроса о финансовом обеспечении по ряду вопросов, относящихся к компетенции органов местного самоуправления», - отметил Горнин.
По его мнению, предлагаемые новации также дадут возможность «эффективнее использовать механизм самообложения в городских округах.
Подводя итоги заседания, Сергей Нарышкин отметил, что часть высказанных предложений «могут трансформированы в нормы законодательства».
«Безусловно, проблемы эффективной организации власти напрямую связаны в том числе с правовыми традициями и с самой природой местного самоуправления, и с историей становления этого института не только в России, но и в мире в целом. Поэтому порой надо системно взглянуть на целый комплекс проблем местного самоуправления. Это крайне важно и для исполнительной, и представительной власти, и для органов местного самоуправления. Только так можно найти подходы к решению тех или иных проблем», - резюмировал Нарышкин.
Источник:
Информ 24