Дмитрий Пестов не смог ответить, где деньги Серпуховского района
20 апреля на совещании у губернатора речь шла о путях и возможностях погашения долгов за энергоресурсы, но вопрос о причинах бездействия министерства ЖКХ был замят.

Как известно, сельское ЖКХ всегда было убыточным. Таково и коммунальное хозяйство Серпуховского района - наследие совхозов и текстильных фабрик. Его объекты на протяжении десятилетий финансировались по остаточному принципу, морально устарели, и ждать прибыли от них не приходится. Например, более половины из 28 котельных района работают не на газу, а на солярке и угле. Убытки в отопительный период ежемесячно составляют 15-20 млн. рублей. Понятно, что без финансовых вливаний не только ЖКХ, но и социальная инфраструктура на селе обречены. Об этом и многом другом вынужден был напомнить высшим чиновникам региона глава Серпуховского района во время своего доклада 20 апреля на совещании у губернатора. На нём Андрей Воробьёв предложил обсудить пути и возможности погашения долгов за энергоресурсы.

Шестун вынужденно говорил о том, что нельзя сравнивать рентабельность ЖКХ городов и сельских территорий. Например, город Протвино по количеству населения можно сравнить с Серпуховским районом, однако у него одна котельная, один водозабор, одни очистные. Это компактное хозяйство невозможно даже сравнить с ЖКХ района. Здесь 45 водозаборов, 300 километров сетей, меньшее количество пользователей на один объект жизнеобеспечения. Положение на селе усугубляется и тем, что 80% налогов с территории района забирает государство. Даже во времена монголо-татарского ига захватчики требовали только 10%. О каком же развитии и доходности можно говорить, если весь бюджет района уходит на зарплаты работникам социальной сферы?

- Почему Серпуховскому району из бюджета Московской области не выделяется ни копейки? - такой вопрос Александр Шестун адресовал заместителю председателя правительства региона Дмитрию Пестову. Он имел в виду, что раньше из бюджета области району направляли средства на подготовку к зиме, покрывались выпадающие доходы, убытки. Но в прошлом году район ничего не получил ни на ЖКХ, ни на социальные объекты. Несколько месяцев глава муниципального образования обивал пороги областных учреждений, приносил различные справки, чтобы профинансировали строительство такого необходимого детского сада. Но министр экономики в последний момент сослалась на «политические согласования» (?!) - садик был вычеркнут из программы. В то же время в Протвине, где в детские сады очереди нет вообще, детсад за счёт областного бюджета - построили. Даже в Серпухове, мэрия которого в своё время умудрилась продать 17 детских садов, построили два новых.

В то же время Серпуховский район вынужден регулярно заниматься ремонтом старых детских садов и школ. Новых зданий нет, и эксплуатация имеющихся обходится дороже. Где же взять деньги на всё это? Отказали району и в строительстве дома культуры, хотя в Пущине, где уже имеется целых два дома культуры (можно сказать, полупустующих) строят ещё один. Нужны району и спорткомплексы - в Оболенске и Липицах. На их строительство денег тоже не дают. В чём же здесь логика? Городам, которым часто и не нужны эти объекты, деньги выделяются, а район вынуждают нести дополнительные расходы.

- Как вы без денег хотите что-то сделать? - спросил присутствующих на совещании Александр Шестун. Надо ли говорить, что на этот вопрос никто из них ответить не смог. Однако после этого глава района открыто обвинил Дмитрия Пестова во лжи. Он прямо сказал: «Вы, Дмитрий Владимирович, дезинформируете губернатора». Эти слова касались информации о банкротствах муниципальных предприятий. И если Пестов говорил, что таких банкротств было восемь (?!), то Шестун заявил только о двух состоявшихся, а их инициаторами - вопреки мнению главы района - выступали «Водоканал» и «Газпром». Они при проведении конкурсного производства не удосужились даже деньги собрать с должников. Сегодня «Водоканал» снова хочет обанкротить одно из предприятий, однако глава района уверен, что в суде это дело не пройдёт.

Надо отметить также, что в марте министерство ЖКХ Московской области в своём официальном релизе уже распространило ложную информацию о долгах Серпуховского района. В документе говорилось, что сумма задолженности за газ приблизилась к 280 млн. рублей. Оказалось, это не так. В эту сумму были включены долги частной компании (около 70 млн. рублей), за которую районные власти никакой ответственности не несут. Да и с другими миллионами тоже не всё так однозначно. Сообщалось также, что у района есть долг за электроэнергию - 65 млн. рублей. Но и это оказалось «уткой». Такого долга нет. Вообще - нет.

Но 15 апреля представители региона снова выдали в свет неверные данные. Пресс-служба Дмитрия Пестова - зампреда правительства Подмосковья снова обвинила Серпуховский район в увеличении задолженности, однако указало меньшую сумму - 261 млн. рублей. Можно заметить, что дойдя из министерства ЖКХ до ведомства Пестова, информация о долге «потеряла» 19 млн. рублей. Тем не менее, данные остались искажёнными. Как видно, благодаря этим ложным сведениям Александр Шестун в составе шести глав муниципалитетов и был вызван на совещание к губернатору. В мероприятии приняли участие не только зампред правительства Михаил Кузнецов, но и ответственные за подачу недостоверной информации чиновники - министр жилищно-коммунального хозяйства области Евгений Хромушин и уже упомянутый Дмитрий Пестов.

Перед Шестуном, кстати, выступал глава Солнечногорского района Александр Якунин, который отмалчиваться не стал и заявил, что вина за такое «аховое» положение дел с долгами лежит как раз на чиновниках областного правительства. По его словам, критическую ситуацию создаёт ОАО «Водоканал Московской области», которое полностью контролируется региональным правительством, и оно несёт ответственность за его деятельность. Они создали такую ситуацию не только в Солнечногорском, но и Можайском и Талдомском районах.

ОАО это Якунину не подчиняется и стоит на первом месте в списке должников за газ с суммой полтора миллиарда рублей. Ни один муниципалитет с ним не сравнится. И это притом, что размер зарплат в нём потрясает воображение. По сведениям одного источника, сотрудник среднего звена получает там 140 тысяч рублей, а топ-менеджеры - до полумиллиона. Говорят, для покрытия её долгов деньги из бюджета, который формируется из налогов всех субъектов области - городов и районов - субвенции выделяются без вопросов, а правоохранительные органы смотрят на всё это сквозь пальцы. Хотя Якунин назвал несколько трат этой компании, которые вполне могли бы заинтересовать и следователей, и прокуратуру.

- Совещание было неконструктивным. Наш район не должен был быть в этом списке. Мы даже в первую десятку должников не входим. Но вообще можно сделать вывод, что геноцид сельских территорий продолжается - глав слушать не хотят. В частности, на мои вопросы им ответить было нечего, - разочарованно сказал глава Серпуховского района Александр Шестун после мероприятия. По его словам, никто даже не услышал, что за районом долгов за электроэнергию нет, а часть долга за газ, в котором обвиняют район, лежит на частной компании. Но и от более серьёзного и ответственного обсуждения коммунальных проблем сельских территорий подчинённые губернатора предпочли уйти.

По мнению главы района, региональные чиновники сами «зарубили» пути выхода из сложившегося кризиса в Серпуховском районе. Ещё в 2013 году с бывшим министром ЖКХ Павлом Ждановым была достигнута договорённость о передаче объектов ЖКХ района в собственность области. Был подписан протокол, разработана «дорожная карта», проведена оценка передаваемых котельной и теплотрассы в Оболенске, получено свидетельство о собственности, получено решение Совета депутатов, составлен акт передачи имущества в собственность региона. Но погашения долгов не случилось. Областные чиновники после увольнения министра предложили искать другой путь.

Руководство Серпуховского района нашло этот другой путь и договорилось с представителями «Газпрома» о передаче в собственность компании объектов коммунального хозяйства. Именно таким образом были бы погашены долги. Однако опять наперекор этим планам выступили региональные чиновники. Таким образом, с одной стороны, они призывают привлекать инвестиции, а с другой - препятствуют решению проблемы.

Никак не хотят чиновники также понять, что многомиллионную задолженность жителей района за газ в одночасье собрать нельзя. Поданы уже тысячи исков, имеются сотни судебных приказов. Но суды не справляются, приставы жалуются. Судам покупаются конверты, бумага, приставам предоставляются машины, но они всё равно работают неэффективно. И, в общем, деньги они собрать не могут. Что ещё можно сделать?

В Серпуховском районе расчёт был на получение трансфертов из областного бюджета. Но, конечно, не просто так, а путём расширения промышленной базы района, создания рабочих мест и увеличения доли в совокупном доходе области. Это принесло свои плоды. В 2014 году на территории района было собрано средств на сумму 4 млрд. 304 млн. 600 тыс. Р. Но известно, бюджетная система страны устроена в пользу региона и федерации: они «выгребли» 3 млрд. 315 млн. 200 тыс. рублей. При Громове и Шойгу руководство Московской области понимало эту несправедливость и поощряло трансферты, то есть возврат части доходов территории. Это от 100 до 200 млн. рублей на подготовку к зиме, плюс - выпадающие доходы, убытки - около 50 млн. рублей из бюджета. Хорошо финансировались и некоторые областные программы.

Конечно, «золотая рыбка» бюджетных трансфертов была ободранной, слабой и не могла помочь восстановить бюджетную справедливость полностью, не говоря о капремонте такого «разбитого корыта», как система ЖКХ (району нужно более 1 млрд. Р). Но она хоть как-то помогала сводить концы с концами, поддерживать хозяйство и расплачиваться с долгами. Новое правительство области «рыбку» эту ест само и… раздаёт городам.

Да. При новой системе трансфертов Серпуховский район как сельская территория практически полностью из неё выпадает. И это касается, кстати, не только ЖКХ, но и строительства детских садов, дворцов культуры и спортивных объектов. Дело в том, что правительство региона установило своеобразный «норматив». Теперь чтобы попасть в программу или получить хоть какой-нибудь трансферт на населённый пункт, в нём должно проживать не менее 40 тысяч жителей. Много ли в Серпуховском районе таковых?

Впрочем, несмотря на «норматив», Серпухов и Протвино как города попадают в систему трансфертов. Избиратель там особенный, активный: запросто может митинговую волну поднять. Но, в общем, в городах всегда было больше государственных и муниципальных организаций, ведомств, а также торговых центров. За ЖКХ они платят исправно - 100%. Тарифы для них как юридических лиц гораздо выше. А вот а районе 80% платит население и только 20% - организации. Доходов намного меньше, а неплатежей больше.

Кто бы сказал Пестову и Хромушину, что себестоимость коммунальных услуг в городе намного меньше? К тому же можно вспомнить, что трубы коммуникаций в районе насквозь гнилые, им по 50-60 лет и нельзя устанавливать норматив потерь всего 10% тогда как они составляют более 20%. Так обстоит дело в Большевике, Оболенске да и в более мелких населённых пунктах. Кто бы им сказал, что в районе нельзя завышать сумму реализации коммунальных услуг до 600 млн. рублей? Ведь здесь собирается всего 430 млн. рублей. Область устанавливает и тарифы на «квартплату», и зарплату рабочим в ЖКХ - 18000 Р. Но кто пойдёт работать за эти деньги тем же сантехником? Как можно решить кадровые проблемы на селе? Представители области как-то умудрились установить, что ежегодный ремонт «разбитого корыта» ЖКХ требует всего лишь… 9 миллионов рублей. Ещё раз можно напомнить: 28 котельных, 45 водозаборов и 300 км сетей в сплошную дырочку. В грустной реальности нужно хотя бы 100 млн. рублей!

Как видно, свою неуверенность в специфических вопросах экономики огромного столичного региона областные чиновники пытаются прикрыть бесконечными совещаниями, бюрократической чехардой и помпезными пиаровскими трюками. Однако на важные совещания не приглашают ни представителей профильных министерств - экономики и финансов, ни специалистов по тарифам. Есть и более опасная тенденция. То и дело на этих мероприятиях можно услышать накачки и угрозы. Словно своим отделам, чиновники отдают указания представителям полиции и прокуратуры. Тот же Пестов указывает им, кого надо посадить, в отношении кого возбудить уголовное дело, а они… записывают. Но разве можно переложить решение сугубо экономических проблем на силовиков? Волюнтаристским административно-уголовным прессом можно ли помочь экономике? Такая система - административная - у нас уже была и приговор ей история давно вынесла.

Чего добились тем, что потребовали письменно в своё время уволить заместителя руководителя администрации района по ЖКХ? Чего добились тем, что на его место пришёл человек новый - из кадрового резерва министерства ЖКХ региона? Ни-че-го. Теперь чиновники области письменно требуют и его голову. Где же руководство района квартир на всех «варягов» напасётся?

Чего добилась система, приговорив к условным срокам наказания двух руководителей муниципальных предприятий района за то, что они спешили сломя голову оплатить долги за газ, купить уголь на отопительный сезон, лишая себя возможности уплатить налоги в казну? Кто рискнёт пойти работать на их места? Ведь денег-то как не было, так и нет. А между тем, уже возникли проблемы с водозаборным узлом в Арнееве. Приходит нужда ремонтировать водозабор в Васильевском. Беда в Липицах с подачей воды. И это, так сказать, только цветочки - «накачками» руководителей территорий проблемы не решаются.

Многие руководители муниципалитетов сегодня задаются вопросами: «Где наши деньги? На что члены правительства их тратят?» Ведь нельзя же, в самом деле, сначала полностью выгрести большую часть доходов территорий и перекрыть нормальное финансирование районов из общего бюджета, а затем требовать от них погашения не только своих, но и зачастую даже чужих долгов? Всё говорит о том, что такая политика ведёт сельские муниципальные районы к разорению и её пусть и с некоторыми оговорками вполне можно назвать таким страшным словом, как «геноцид».

Источник: ИА Regnum