Степан Киричук: в 2014 году проведена значительная работа по модернизации системы местного самоуправления
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера совместно с Общероссийским конгрессом муниципальных образований (ОКМО) провел расширенное заседание.

Участники мероприятия, которое прошло под председательством первого заместителя председателя Комитета СФ Степана Киричука, обсудили состояние МСУ в России в 2014 году, а также перспективы его развития и предложения по совершенствования правового регулирования организации осуществлению местного самоуправления.

Как отметил в своем докладе Степан Киричук, за прошедший год в муниципальной сфере произошли значительные изменения. «Результатом долгой дискуссии о необходимости пересмотра концепции развития местного самоуправления стали масштабные изменения в Федеральном законе о местном самоуправлении, основной сутью которых было расширение полномочий субъектов в вопросах регулирования муниципального устройства».

По словам сенатора, процесс подготовки соответствующих законодательных новаций и подготовка к их полномасштабному применению на практике, безусловно, стали основ- ной темой муниципальной политики в отчетном году.

Другим заметным трендом муниципальной политики, указал законодатель, стала возрастающая обеспокоенность всех уровней власти заметным падением гражданской активности и вовлеченности простых людей в вопросы осуществления местного самоуправления. «В этой связи большое внимание в 2014 году уделялось поиску, изучению и тиражированию успешных практик взаимодействия с жителями муниципалитетов».

«Наконец, для Конгресса прошедший год был примечателен тем, что 29 мая 2014 года было подписано распоряжение Правительства РФ, установившее порядок взаимодействия ОКМО с федеральными органами исполнительной власти», - подчеркнул Степан Киричук.

Говоря о преобразованиях в сфере МСУ в 2014 году, сенатор обратил внимание на введение двух новых видов муниципальных образований -  городской округ с внутригородским делением и внутригородской район - распространяющее двухуровневую модель организации местного самоуправления на крупные города, наделенные статусом городского округа.

«Преобразованными в городские округа с внутригородским делением могут быть только муниципальные образования, уже имеющие статус городского округа. То есть ни городские поселения, ни муниципальные районы не могут быть преобразованы в новый вид муниципального образования «второго» уровня», - пояснил парламентарий.

По его словам, преобразование городского округа в городской с внутригородским делением осуществляется законом субъекта Российской Федерации с учетом мнения населения соответствующего городского округа.

В то же время, продолжил Степан Киричук, в течение второй половины 2014 года ОКМО в рамках исполнения перечня поручений Президента РФ проводил мониторинг принятия законов субъектов Российской Федерации, определяющих порядок формирования представительных органов муниципальных образований и порядок замещения должности главы муниципального образования. «Данные мониторинга обсуждались на заседании Президиума ОКМО 11 декабря 2014 года, были доведены до сведения федеральных органов государственной власти и опубликованы в журнале «Муниципальная Россия».

Говоря о задачах ОКМО, законодатель напомнил, что в их число входит представление интересов муниципальных образований в федеральных органах государственной власти. Однако, указал он, с момента образования Конгресса в 2006 году взаимодействие с федеральными министерствами и ведомствами не имело под собой четкой правовой базы.

«Естественно, что со стратегической точки зрения отсутствие прописанного порядка взаимодействия не влияло на авторитет Конгресса как единого общероссийского объединения муниципальных образований и его включенность в процесс подготовки важнейших государственных решений по вопросам развития местного самоуправления. Тем не менее, отсутствие правового регулирования осложняло рутинное, рабочее взаимодействие с властными структурами, особенно отраслевыми», - отметил Степан Киричук.

Поэтому, добавил парламентарий, принятие 29 мая 2014 года распоряжения Правительства Российской Федерации, определившего порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с ОКМО, стало крайне важным событием, выводящим это сотрудничество на новый, более регулярный уровень»

«Работа по совершенствованию организационных основ местного самоуправления, проводимая в 2014 году в соответствии с поручением, данным Президентом России Владимиром Путиным в ежегодном Послании к Федеральному Собранию, естественным образом определила повестку дня всех основных мероприятий, проводившихся в течение года органами государственной власти и неправительственными организациями», - отметил законодатель.

Кроме того, подчеркнул он, в течение года представители ОКМО активно  участвовали во всех профильных парламентских слушаниях, совещаниях, круглых столах и иных актуальных публичных мероприятиях, проводимых на федеральном уровне.

Также прошло совместное заседание Комитета СФ и Президиума ОКМО по вопросам совершенствования межмуниципального сотрудничества.

Общероссийский Конгресс муниципальных образований (ОКМО) – это единое общероссийское объединение муниципальных образований. Сегодня ОКМО объединяет 92% российских муниципальных образований.

В соответствии с положениями федерального законодательства целью международной деятельности ОКМО является организация сотрудничества муниципальных образований РФ с международными организациями и иностранными юридическими лицами. В порядке, определяемом Президентом РФ, ОКМО представляет предложения по составу кандидатов в представители РФ в Палате местных властей Конгресса местных и региональных властей Европы и по составу кандидатов в члены делегации Российской Федерации для участия в Конгрессе местных и региональных властей Европы. Начиная с 2007 года, ОКМО выполняет роль секретариата национальной делегации РФ в Палате местных властей КМРВСЕ.

ОКМО как организация, обеспечивающая представительство интересов местного самоуправления на федеральном уровне, принимает участие во всех значимых мероприятиях по муниципальной тематике, организуемых федеральными органами государственной власти — Администрацией Президента РФ, Аппаратом Правительства РФ, профильными комитетами палат Федерального Собрания РФ, министерствами и ведомствами.

Источник: Совет Федерации Федерального Собрания РФ