О практике определения волпросов местного значения сельских поселений в субъектах РФ
ОКМО

Анализ собранной информации показывает, что в большинстве опрошенных регионов активно обсуждается вопрос о необходимости расширения перечня вопросов местного значения сельских поселений, закрепленного в части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ.

.

Более того, советы муниципальных образований Чувашской Республики, Липецкой и Ростовской областей, Ханты-Мансийского автономного округа сообщили, что в их регионах уже приняты законы, передающие в ведение сельских поселений дополнительные вопросы местного значения. Так, СМО Липецкой области указывает на то, что в администрации области, областном совете депутатов проведен ряд совещаний, консультаций, круглых столов с руководителями структурных подразделений органов государственной власти, главами, председателями советов депутатов муниципальных районов и городских округов по совершенствованию законодательства о местном самоуправлении. Параллельно такая же работа велась и в муниципалитетах области. К обсуждению вопросов активно привлекались главы городских и сельских поселений, депутатский корпус. Итогом данной дискуссии стало принятие закона Липецкой области от 2 октября 2014 года № 322-03 «О некоторых вопросах местного самоуправления в Липецкой области».

Законом области помимо вопросов местного значения, отнесенных федеральным законом к вопросам местного значения, за сельскими поселениями закреплены следующие вопросы местного значения:

- создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

- организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; о организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; о осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

- осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования;

- предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции.

СМО Ростовской области сообщает, что областным законом от 30 июня 2014 года № 167-ЗС «О внесении изменения в статью 12 областного закона "О местном самоуправлении в Ростовской области"» установлено, что помимо вопросов местного значения сельского поселения, определенных Федеральным законом № 131-ФЗ, к вопросам местного значения сельского поселения также относятся предусмотренные пунктами 4 — 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20, 22 — 24, 26, 27, 31, 32, 33.1 — 34, 36 —38 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона вопросы. Аналогичный закон принят в Ханты-Мансийском автономном округе, в Чувашской Республике законом от 16 сентября 2014 года № 45 к вопросам местного значения сельских поселений добавлены девять вопросов местного значения:

- организация в границах поселения тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

- организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

- организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

- предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;

- участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения;

- создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;

- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

По данным советов муниципальных образований 24 субъектов Российской Федерации (Республики Башкортостан, Республики Марий Эл, Республики Татарстан, Республики Хакасия, Забайкальского, Ставропольского, Хабаровского краев, Брянской, Владимирской, Волгоградской, Вологодской, Ивановской, Иркутской, Кемеровской, Кировской, Курганской, Московской, Мурманской, Новгородской, Новосибирской, Рязанской, Смоленской, Тверской, Челябинской областей) расширение перечня вопросов местного значения сельских поселений активно обсуждается региональными и муниципальными властями. При этом часто ключевую роль в этом процессе играют именно советы муниципальных образований.

В частности, СМО Республики Татарстан в своем ответе сообщает, что в настоящее время в Государственный совет Республики Татарстан внесен проект закона... [которым] предлагается оставить за сельскими поселениями тринадцать вопросов местного значения, предусмотренных федеральным законодательством. Совет муниципальных образований Республики

Татарстан считает целесообразным расширить полномочия сельских поселений по решению вопросов местного значения. Нами были направлены предложения в министерство юстиции Республики Татарстан о включении в закон «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» вопросов местного значения, установленных пунктами 4, 7.2, 15, 22 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ.

В Вологодской области в рамках широкого обсуждения (с участием руководителей и представителей правительства области, законодательного собрания области, органов местного самоуправления муниципальных образований области) норм Федерального закона № 136 выработано совместное решение (разработан и проходит процедуру принятия соответствующий проект закона области), регламентирующее передачу на уровень сельских поселений (помимо обязательного списка из тринадцати полномочий) дополнительно с 1 января 2015 года четырех полномочий:

- создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

- организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

- организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

- обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор - создании искусственного земельного участка.

С 1 января 2016 года предполагается передача двух полномочий:

- организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Одним из самых затратных и социально значимых направлений работы муниципалитетов является сфера жилищно-коммунального хозяйства. Эти вопросы, по мнению большинства участников обсуждения, должны решаться на уровне поселений, поскольку на территориях сельских поселений собственники жилых помещений уже определили способ управления многоквартирными домами, определены управляющие организации, с которыми заключены договоры на предоставление коммунальных услуг как населению, так и учреждениям социальной сферы. При передаче данных полномочий на уровень муниципальных районов возникнут организационные трудности по заключению договоров не только из-за удаленности от районного центра, но и из-за необходимости выбора новых эксплуатирующих организаций с дальнейшим формированием тарифов, инвентаризации имущества жилищно-коммунальной сферы, постановки его на учет с дальнейшим оформлением в муниципальную собственность...

Органы МСУ муниципальных районов считают, что не смогут оперативно осуществлять полномочия в границах сельских поселений по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения... Во многих поселениях имеется в наличии приобретенная в последние годы дорожно-строительная техника и механизмы, необходимые для осуществления содержания автомобильных дорог местного значения, также администрации поселений имеют большую возможность оперативного управления по содержанию автомобильных дорог в связи со значительной удаленностью населенных пунктов от районного центра.

Противоречивые мнения сложились среди участников обсуждения в отношении полномочий по обеспечению проживающих в поселениях и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, по организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства, осуществления муниципального жилищного контроля... Часть районов считают, что исполнение данного полномочия возможно на уровне района, хотя в настоящее время большая часть имущества, необходимая для реализации полномочий, передана на уровень поселений в связи с требованием законодательства по разграничению муниципального имущества между муниципальными районами и образованными в их составе сельскими поселениями.

В Хабаровском крае подготовлен проект краевого закона «О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения», предусматривающий дифференцированный подход к наделению сельских поселений дополнительными вопросами местного самоуправления: за сельскими поселениями с численностью жителей не более 300 человек — вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 6, 8, 15, 18, 22, 33.1, 33.2, 38 части 1 ст. 14 ФЗ-131;

- за сельскими поселениями с численностью жителей более 300 и не более 1000 человек — вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 6, 8, 15, 18, 22, 33.1, 33.2, 38 части 1 ст. 14 ФЗ-131;

- за сельскими поселениями с численностью жителей более 1000 и не более 5000 человек — вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7, 7.1, 7.2, 8, 13, 13.1, 15, 18, 22, 33.1, 33.2, 38 части 1 ст.‘ 14 ФЗ-131;

- за сельскими поселениями с численностью жителей более 5000 — вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19, 20, 22, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 части 1 ст. 14 ФЗ-131.

Исходя из информации советов муниципальных образований, в шести субъектах Федерации (Республика Саха [Якутия], Камчатский край, Архангельская, Белгородская, Нижегородская и Тамбовская области) принято решение пока сохранить за сельскими поселениями весь перечень вопросов местного значения, предусмотренный частью 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ в редакции, действовавшей до 27 мая 2014 года, то есть до момента вступления в силу Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"». К примеру, в СМО Республики Саха (Якутия) полагают, что установление до 1 января 2016 года такого «моратория» на изменения перечня полномочий «позволит в полном объеме урегулировать правовые, финансовые и организационные вопросы, возникающие в связи с реализацией Федерального закона № 136-ФЗ». А по данным СМО Тамбовской области, главой администрации области внесен в областную думу проект закона области «О закреплении за сельскими поселениями Тамбовской области вопросов местного значения», предусматривающий сохранение за сельскими поселениями области всех вопросов местного значения, которые ими осуществляются в настоящее время. В ответе СМО Тамбовской области отмечается, что в результате урезания полномочий и источников доходов вместо укрепления финансово независимой и самостоятельной власти на местах создаются предпосылки для утраты наиболее близкого гражданам звена местного самоуправления — сельсоветов.

Вызывает вопросы и реализация муниципальными районами с 01.01.2015 года ВМЗ сельских поселений в сфере градостроительной деятельности — в частности, необходимость муниципальным районам заново проходить весьма длительную и затратную процедуру утверждения генеральных планов в отношении всех сельских поселений, а также порядок внесения органами МСУ муниципальных районов изменений в генеральные планы и иную градостроительную документацию, которые ранее были утверждены органами МСУ сельских поселений.

Существует также проблема с приведением уставов муниципальных образований в соответствие с положениями Федерального закона № 136-ФЗ: в частности, единовременное внесение изменений в уставы во всех муниципальных образованиях субъекта РФ парализует работу органов юстиции и существенно увеличит сроки регистрации...

Кроме того, при проработке вариантов закрепления за сельскими поселениями отдельных вопросов местного значения возникает проблема оценки стоимости различных полномочий муниципальных образований. Оценка уровня финансовой обеспеченности муниципальных образований и их потребности в дополнительных финансовых средствах на выполнение собственных расходных обязательств с учетом специфики их территорий может быть осуществлена только с учетом применения определенной методики, которая в настоящее время отсутствует. Разработка указанной методики возможна после утверждения стандартов оказания государственных и муниципальных услуг, а также нормативных расходов в соответствующих сферах, что относится к полномочиям отраслевых федеральных органов исполнительной власти. В отсутствие методики не представляется возможным рассчитать стоимость того или иного вопроса местного значения, а значит, и оценить целесообразность его возвращения на уровень сельского поселения или сохранения на уровне муниципального района.

СМО Ленинградской области информирует о принятии закона Ленинградской области от 10.06.2014 № 48-03 «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области», по которому за сельскими поселениями сохранены все вопросы местного значения поселений (за исключением п. 20 ст. 14 ФЗ-131 — вопросы архитектуры) до 01. 01. 2016 года. За 2014-2015 годы органы государственной власти и органы МСУ Ленинградской области должны будут определиться с перечнем ВМЗ, передающихся сельским поселениям.

Напротив, не планируют расширять базовый перечень вопросов местного значения сельских поселений, закрепленный в части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, в десяти субъектах Российской Федерации (Алтайский и Красноярский края, Калининградская, Калужская, Курская, Тульская, Ульяновская области, Ненецкий и Чукотский автономные округа).

К примеру, СМО Калужской области пишет о том, что в 2015 году будет применяться перечень полномочий по решению вопросов местного значения, закрепленных за каждым типом муниципальных образований, установленный федеральным законодательством. Решение иных вопросов местного значения, не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений, будет передано органам МСУ муниципальных районов, при необходимости регулируя их решение заключением соглашений с органами местного самоуправления отдельных поселений о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения.

Более того, СМО Ненецкого автономного округа сообщает, что в соответствии с законом Ненецкого автономного округа от 19 сентября 2014 года № 95-03 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти» с 1 января 2015 года большую часть вопросов местного значения городского и сельских поселений, муниципального района и городского округа будут осуществлять органы государственной власти округа.

Не смогли представить информацию о том, планируется ли в их регионах расширение перечня вопросов местного значения сельских поселений, советы муниципальных образований Пензенской и Ярославской областей.

Анализ собранных в ходе опроса материалов показывает, что больше половины опрошенных советов высказываются в пользу внесения в Федеральный закон № 131-ФЗ дальнейших изменений, направленных на повышение эффективности решения сельскими поселениями вопросов местного значения. Их инициативы касаются самых разных аспектов правового регулирования компетенции данного вида муниципальных образований. Наиболее часто обращалось внимание на необходимость:

- пересмотра минимально обязательного перечня вопросов местного самоуправления сельских поселений, закрепленного в части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, с целью отражения в нем реалий муниципального управления;

- исключения из перечней вопросов местного значения полномочий, носящих государственный характер, и передачи их федеральным или региональным органам государственной власти;

- совершенствования языка Федерального закона № 131-ФЗ в части уточнения правового содержания терминов, используемых в статьях 14, 15 и 16 Федерального закона № 131-ФЗ для описания вопросов местного значения (в частности, понятий «создание условий», «обеспечение условий», «участие в осуществлении», «содействие развитию» и др.).