О результатах мониторинга ОКМО принятия законов субъектов Российской Федерации, закрепляющих порядок формирования представительных органов муниципальных образований и способ замещения должности главы муниципального образования
ОКМО

Общероссийским Конгрессом муниципальных образований во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 22 июня 2014 года № Пр-1448, данных по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления, состоявшегося 26 мая 2014 года, проведен мониторинг принятия законов субъектов Российской Федерации, закрепляющих порядок формирования представительных органов муниципальных образований и способ замещения должности главы муниципального образования.


В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее — Федеральный закон № 136-ФЗ) органам государственной власти субъектов Российской Федерации были переданы значительные полномочия в части правового регулирования организации местного самоуправления. В частности, в течение шести месяцев они должны были определить в своих законах то, каким образом будут формироваться представительные органы муниципальных районов (на выборах или посредством делегирования депутатов и глав поселений), как будет замещаться должность главы муниципальных образований и какие функции он будет исполнять — возглавлять местную администрацию или председательствовать в представительном органе.

Мониторинг проводился исполнительной дирекцией ОКМО по данным, предоставляемым советами муниципальных образований, а также по информации, размещенной на сайтах органов государственной власти субъектов РФ в Интернете и в справочных правовых системах.

Мониторинг показал, что по состоянию на 10 декабря 2014 года законы, закрепляющие порядок формирования представительных органов муниципальных образований и способ замещения должности главы муниципального образования, были приняты в 61 субъекте РФ, еще в 23 регионах соответствующие законодательные акты находились на стадии разработки или принятия. Кроме того, по данным СМО Ленинградской области, в данном субъекте Российской Федерации не планируется в ближайшее время принимать законы, изменяющие установленный порядок формирования представительного органа муниципального района, а также порядок замещения должности главы муниципального образования. Правовое регулирование будет осуществляться в соответствии с ранее принятым региональным законодательством.

Таким образом, требование о разработке законов, обеспечивающих реализацию положений Федерального закона № 136-ФЗ, было выполнено в срок (то есть к 27 ноября 2014 года) далеко не во всех регионах. Если судить по комментариям советов муниципальных образовании, то в отстающих регионах работу по принятию законов о формировании районных представительных органов и порядке замещения должности главы муниципалитета должны закончить до конца 2014 года.

В целом следует отметить, что во многих регионах процесс подготовки указанных законодательных актов проходил довольно напряженно.

На это, в частности, указывает то, что основная масса законов была принята во второй половине октября и ноября 2014 года, то есть впритык к установленному на федеральном уровне сроку завершения этой работы. В разных субъектах Российской Федерации к выбору своего варианта порядка формирования представительных органов муниципальных районов и замещения должности главы муниципального образования подошли по-разному. Более того, в 31 из 61 региона, уже принявших закон, пошли по пути одновременного использования разных вариантов формирования органов МСУ в разных муниципальных образованиях. Соответственно, в 30 субъектах был установлен унифицированный порядок формирования представительного органа муниципального района, а также порядок замещения должности главы муниципального образования.

Формирование представительного органа муниципального района по итогам прямых выборов предусмотрено законами 33 субъектов РФ: Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Мордовия (для всех, кроме Рузаевского района), Республики Тыва, Республики Удмуртия, Республики Хакасия; Приморского края; областей Астраханской (для всех районов, кроме Приволжского), Брянской, Владимирской, Воронежской (для 29 районов), Иркутской, Калужской (для восемнадцати районов), Курганской, Курской, Липецкой, Московской (для пятнадцати районов), Мурманской (для Кольского, Ловозерского, Печенгского и Терского районов), Новосибирской (за исключением Барабинского, Карасукского и Усть-Таркского района), Омской, Оренбургской, Пензенской, Псковской, Свердловской, Смоленской, Тверской (для 33 районов), Томской, Челябинской; Ненецкого и Чукотского автономного округов; города Севастополь.

Формирование представительного органа муниципального района из глав поселений и депутатов представительных органов поселений закреплено в законах 30 регионов: Республики Дагестан, Республики Карелия, Республики Крым, Республики Марий Эл, Республики Мордовия (для Рузаевского района); Камчатского и Ставропольского краев; областей Белгородской, Астраханской (для Приволжского района), Волгоградской, Воронежской (для пяти районов), Калужской (для шести районов), Ивановской, Костромской, Магаданской, Московской (для 21 района), Мурманской (для Кандалакшского района), Нижегородской, Новгородской, Новосибирской (для Барабинского, Карасукского и Усть- Гаркского районов), Орловской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Сахалинской, Тамбовской, Тверской (для трех районов), Тульской, Ульяновской, Ярославской.

В пяти субъектах РФ — Республика Бурятия, Чувашская Республика, Архангельская, Ростовская, Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ — согласно региональному закону порядок формирования представительного органа муниципального района определяется в уставе муниципального района по одному из двух указанных вариантов.

Избрание главы муниципального образования из состава представительно органа с замещением им должности председателя представительного органа предусмотрено в 53 субъектах РФ: Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Республика Калмыкия, Карачаево- Черкесская Республика, Республика Карелия (для муниципальных районов), Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Тыва, Республика Удмуртия, Чувашская Республика (для городских округов, городских и сельских поселений); Приморский край (в отношении глав районов и городских округов), Камчатский край (в отношении глав районов и городских округов), Ставропольский край (для районов, городских округов и городских поселений); области Архангельская (для районов, городских округов и городских поселений), Астраханская (для одного городского округа, двух городских поселений), Белгородская, Брянская (для всех, кроме двух сельских поселений), Владимирская (за исключением городских округов Гусь-Хрустальный, Ковров, Муром), Волгоградская (для муниципальных районов и городских округов), Воронежская (для двух городских округов, 28 районов, четырнадцати городских и 256 сельских поселений), Ивановская, Калужская (для всех, кроме пятнадцати сельских поселений), Костромская (для Костромы, муниципального района город Нея и Нейский район), Курганская (для Кургана), Курская область (для Курска), Липецкая (для одного сельского поселения), Московская (для десяти районов, восьми городских округов, 54 городских и 48 сельских поселений), Мурманская, Нижегородская, Новгородская (для районов и городского округа, Новосибирская (для пяти районов и четырех городских поселений), Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская (для поселений и городских округов), Ростовская (для двенадцати городских округов), Рязанская (для районов, городских округов, девятнадцати городских и двенадцати сельских поселений), Самарская, Саратовская, Сахалинская (для районов), Свердловская (для одного муниципального района и 21 городского округа), Смоленская, Тамбовская (главы муниципальных районов, городских округов, городских поселений, а также сельских поселений, являющихся административными центрами муниципальных районов), Тверская (для 25 районов, для городских округов и всех поселений), Томская (для ЗАТО Северск), Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская (для городских округов, 24 сельских поселений), Ярославская (для одного городского округа, семнадцати районов, девяти городских и пяти сельских поселений); Ненецкий автономный округ (для района, городского округа и городского поселения); город Севастополь.

Избрание главы муниципального образования на муниципальных выборах с замещением должности главы местной администрации закреплено в законах 32 субъектов РФ: Республики Адыгея, Республики Карелия (для городских округов, городских и сельских поселений), Республики Хакасия, Чувашской Республики (для районов); Приморского края (для поселений), Ставропольского края (для сельских поселений); областей Архангельской (для сельских поселений), Астраханской (для десяти муниципальных районов, восьми городских поселений, 149 сельских поселений), Брянской (для двух сельских поселений), Владимирской (для городских округов Гусь-Хрустальный, Ковров, Муром), Волгоградской (для поселений), Воронежской (для одного городского округа, трех районов, четырнадцати городских и 188 сельских поселений), Иркутской, Калужской (для пятнадцати сельских поселений), Костромской (для 23 районов, четырех городских округов, городских и сельских поселений), Курганской (для всех, кроме Кургана), Курской (для всех, кроме Курска), Липецкой, Московской (для 26 районов, 27 городских округов, 57 городских и 129 сельских поселений), Новгородской (для поселений), Новосибирской (кроме пяти районов, четырех городских и всех сельских поселений), Омской, Псковской (для глав районов), Рязанской (для десяти городских и 240 сельских поселений), Сахалинской (для городских округов, городских и сельских поселений), Свердловской (для восьми сельских и пяти городских поселений, четырех муниципальных районов, 40 городских округов), Тверской (для одиннадцати районов), Томской (все, кроме ЗАТО Северск), Челябинской (для районов, городских поселений, сельских поселений [кроме двадцати четырех]), Ярославской (для всех, кроме одного городского округа, девяти городских поселений, 65 сельских поселений); Ненецкого автономного округа (для сельских поселений), Чукотского автономного округа.

В шести субъектах РФ — Республика Бурятия, Камчатский край (в отношении глав поселений), Новосибирская область (для сельских поселений), Ростовская область (для всех, кроме двенадцати городских округов), Тамбовская область (в отношении глав сельских поселений), Ханты-Мансийский автономный округ — в соответствии с региональным законом порядок замещения должности главы муниципального образования определяется в уставе конкретного муниципального образования и может предусматривать либо его избрание на муниципальных выборах, либо избрание представительным органом из своего состава.

В соответствии с законодательством четырех регионов России — Астраханской области (для одного муниципального района, одного городского округа, одного городского поселения и одного сельского поселения), Костромской области (для городского округа Буй), Московской области (для трех районов, шести городских округов, семи городских поселений), Свердловской области (для восьми сельских поселений и семи городских округов) — глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и входит в состав представительного органа с правом решающего голоса, исполняя полномочия его председателя.

Также в ходе мониторинга ОКМО была получена информация о принятии региональных законов о расширении перечня вопросов местного значения сельских поселений, а также о передаче полномочий органов местного самоуправления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Право принятия данных законов также было закреплено за регионами Федеральным законом № 136-ФЗ, однако, в отличие от законов, устанавливающих порядок формирования представительного органа района, а также порядок замещения должности главы муниципального образования, конкретных сроков их принятия на федеральном уровне установлено не было.

По данным советов муниципальных образований, на настоящий момент перечень вопросов местного значения сельских поселений, предусмотренный частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ расширен в 33 субъектах РФ (Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Мордовия, Республика Саха [Якутия], Республика Удмуртия, Чувашская Республика, Ставропольский край, Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Костромская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Новгородская, Новосибирская, Оренбургская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области, Ненецкий и Ханты-Мансийский автономный округа).

В свою очередь, перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов РФ предусмотрено законами Республики Удмуртия (полномочия в сфере охраны здоровья, земельной и градостроительной сферах), Алтайского края (полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, собственность на которые не разграничена, на территории города Барнаула передаются в ведение органов государственной власти края), Московской области (полномочия в земельной и градостроительной сферах, в сфере регулирования тарифов на услуги ЖКХ, в сфере благоустройства, в сфере тепло- и водоснабжения и водоотведения, в ритуальной сфере, в сфере обращения с отходами), Ленинградской области (полномочия в градостроительной сфере), Орловской области (полномочия в земельной и градостроительной сфере), Тульской области (полномочия города Тулы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и осуществлению муниципального земельного контроля), Ненецкого автономного округа.

Статус городского округа с внутригородским делением закреплен был пока только за Челябинском. Тем не менее процесс создания «двухуровневых» городских округов будет продолжен. В частности, по данным СМО Республики Дагестан в этом регионе прорабатывается вопрос наделения данным статусом Махачкалы.