Основное отличие текущей реформы местного самоуправления от предыдущих в смещении ответственности за результат реформы от федерального центра в регионы и муниципалитеты. Я считаю, что только таким образом можно обеспечить учет местных особенностей при организации и реализации как муниципального управления, так и местного самоуправления. |
Так, в Челябинской области уже принят закон, предусматривающий деление региональной столицы на внутригородские муниципальные районы. Пока можно говорить лишь об общих подходах, многие законы еще не приняты, так как обсуждение предложений продолжается. Я хочу обратить внимание на то, что выбор моделей органов местного самоуправления — вопрос организации системы управления на местах, а не местного самоуправления, для которого чем больше людей задействовано в принятии решений, тем лучше, чем больше депутатов представляют интересы населения, тем более эффективно эти интересы защищены. Тем не менее в Чечне решили не делить городские округа на внутригородские муниципальные районы, а во всех муниципалитетах реализуют проект «Муниципальный депутат». Конечно, этот опыт, а равно и опыт развития территориального общественного самоуправления, имеющийся уже у многих регионов, тоже заслуживают поддержки.
Не всем понятно, зачем при наличии механизма ТОС «ворошить» систему органов публичной власти. Неужели федеральный законодатель действительно полагает, что арифметическое увеличение численности депутатского корпуса позволит приблизить власть к населению?
Конечно нет. Простой рост численности депутатов или иные изменения в структуре органов местного самоуправления без серьезной трансформации содержания их работы не приведут нас к поставленной цели. А цель у нас простая, и я давно уже ее заявляю: надо создать такие условия, при которых граждане будут чувствовать, что их потребности удовлетворены, а интересы — соблюдены. Это возможно только тогда, когда граждане сами смогут участвовать в решении местных вопросов. Система публичной власти должна работать так, чтобы все полномочия исполнялись эффективно и при этом инициативам граждан находилось достойное место. Поэтому, я считаю, мало принять региональные законы, определяющие число уровней местной власти в городских округах, схемы формирования органов МСУ и роль муниципальных депутатов. Порой в регионах огромное значение придают вопросам формирования структуры органов МСУ, забывая о том, что для реализации ФЗ-136 надо принимать решения о перераспределении полномочий.
Безусловно, это очень важное решение: сохранять всеобщие выборы главы муниципалитета или не сохранять. Но выборами местное самоуправление не исчерпывается, оно ими начинается, а продолжается тогда, когда население в постоянном режиме участвует в принятии управленческих решений. Здесь встает задача следующего этапа реализации норм ФЗ-136 на региональном уровне — четко прописать полномочия каждого органа власти на местах. В противном случае этот орган власти попросту не сможет обеспечить свою эффективную работу и не сможет никого из граждан в нее вовлечь, так как и сам не будет точно знать, что он делать может, а что — нет.
Кроме того, когда заходит речь о выборах мэров (сохранять их или отменять), как правило, идет политическая борьба не только между муниципалитетами и регионами, а между разными политическими силами. Эти споры могут продолжаться до бесконечности, в них с готовностью участвуют СМИ, эксперты и т. д. А вот когда начинается разговор о полномочиях (кому удобнее их исполнять? кто сможет их выполнить наиболее эффективно, чтобы гражданам не приходилось бегать по кругу из одного органа власти в другой?), надо всем — регионам, муниципалитетам, советам муниципальных образований — садиться за стол переговоров и вести скрупулезную, прагматичную и конструктивную работу. Следует проанализировать объем полномочий, объем финансовых и организационных возможностей, возможностей по контролю в той сфере, к которой относится полномочие, и только потом принимать взвешенное решение.
Не так давно муниципалы жаловались на непосильный объем полномочий. Сейчас, когда ФЗ-136 закрепил «базу» для сельских поселений из шестнадцати полномочий, муниципальное сообщество требует расширения этого перечня. Может быть, было бы лучше оставить систему распределения полномочий без изменений?
Как показала практика, полномочия все же были распределены не совсем верно, а в ряде регионов не отвечали местным особенностям, поэтому их было так трудно выполнять. К примеру, по всей стране органы МСУ сталкиваются с трудностями при выполнении полномочий по утилизации отходов. Муниципальный район или городской округ не могут обеспечить строительство или модернизацию полигона ТБО в соответствии с СанПиНами, а тем более — создание системы сортировки и переработки бытовых и безопасных промышленных отходов, а регионы могут. Мы с большим интересом рассматриваем инициативу Московской области поднять на свой уровень муниципальные полномочия по сбору, вывозу и утилизации ТБО. Помимо повышения эффективности этим облегчается и решение такой серьезной проблемы, как криминализация «мусорного» бизнеса. Мусор был, есть и будет всегда, всегда его необходимо будет куда-то складировать, и всегда найдутся те, кто просто выкупит участок земли и будет брать со всех деньги за возможность сбыть с рук этот мусор. В такой ситуации не возникает желания что-то строить, развивать какие-то экологические производства, заниматься переработкой — зачем, если доходы и так немалые? Будучи мэром Тюмени, я трижды пытался организовать строительство мусороперерабатывающего завода, но любые потенциальные инвесторы сразу начинали получать намеки, что «их здесь не ждут». Если система обращения с отходами будет отлажена по современным технологиям и экологическим стандартам, будет регулироваться с регионального уровня, то в каждом поселении и даже в каждом районе полигон и не потребуется.
С другой стороны, поселения и городские округа постоянно твердят о низкой доходности земельного налога. Было бы целесообразно регионам или даже муниципалитетам передать с федерального уровня ряд функций по кадастровой оценке, ведь на местах потенциально больше информации о состоянии территории, чем у Минэкономразвития. А если такие функции у них появятся, то будет заинтересованность, во-первых, в инвентаризации земельных и имущественных ресурсов, а во- вторых, в привлечении этих ресурсов для решения задач развития. Я также полагаю, на муниципальный уровень с уровня субъектов должно «опуститься» полномочие по распоряжению землей, в том числе и городах — административных центрах субъектов Федерации. Для решения вопросов жилищного обеспечения граждан будет целесообразнее, если распоряжение о строительстве будет принимать муниципалитет, ведь все-таки регионы сейчас очень загружены задачами экономического плана.
А какое отношение процесс перераспределения полномочий имеет к вовлечению граждан в процессы управления?
Вот, предположим, на местах обо всем договорились и приняли региональный закон о полномочиях. Следующий шаг заключается в наглядном и доступном представлении этого закона гражданам. Люди должны четко знать: по какому вопросу и куда они могут обращаться, кто за что отвечает и как его зовут — четко, с указанием фамилии, имени и отчества, с телефоном и адресом.
Жители также должны получить гарантии, что не только их жалобы или просьбы будут рассмотрены и отработаны властью, но и инициативы поддержаны — что их идеи по улучшению качества жизни в родном муниципалитете не пропадут, а будут должным образом оформлены и рассмотрены на заседании представительного органа или депутатской комиссии, что затем к реализации инициативы будут привлечены заинтересованные органы исполнительной власти нужного уровня. Граждане должны поверить в то, что власть готова работать совместно с ними, увидеть конкретные результаты своих инициатив, достигнутые при своем непосредственном участии. Когда граждане сами смогут определять свои общественные интересы, выдвигать варианты их защиты и достижения и участвовать в их реализации, тогда, может быть, и прекратится процесс наделения органов МСУ все новыми и новыми полномочиями в разных сферах деятельности.
Но помните, что, как бы вы ни перераспределили свои полномочия, кого бы из общественности вы ни привлекали к их реализации, все полномочия в конечном итоге должны выполняться. Граждане должны четко знать, какой уровень власти несет ответственность за выполнение каждого полномочия. И все хорошие инициативы граждан должны быть поддержаны властью. Причем так должно быть не только перед выборами, а постоянно. Именно к такой работе, а не к бесконечной политической борьбе нас постоянно призывает Президент Российской Федерации Владимир Путин. На мой взгляд, и для развития местного самоуправления, и для создания оптимальной системы управления взаимосогласованная работа всех уровней власти на местах и сотрудничество власти с гражданами гораздо важнее выбора между моделями местного самоуправления.
Но ведь все знают, что полномочия — отдельно, а финансирование — отдельно. Как быть, если одно с другим не соотносится?
Конечно, всем нашим организационным усилиям требуются ресурсы, прежде всего материальные и финансовые. Чтобы получить положительный результат, регионам сейчас крайне важно всеми способами создавать условия для долгосрочного роста своей экономики. Да, у вас заберут то, что вы заработали, и отдадут минимум, но по крайней мере ваши люди будут иметь работу, ваши малые предприятия по торговле и оказанию услуг будут иметь клиентуру. Это немного, но очень существенно. Надо создавать и укреплять основы экономической самостоятельности регионов, чтобы они могли эффективно поддерживать свои муниципалитеты. Некоторые энтузиасты в регионах уже занимаются мониторингом ситуации с целью определения путей развития экономики и создания долгосрочных условий для пополнения региональных и местных бюджетов. Так, Совет муниципальных образований Тюменской области ведет исследование экономических потенциалов малых поселений. Это очень интересная работа, ведь без знания реальной ситуации невозможно принимать правильные решения, однако эти исследования и наработки еще нужно отформатировать под постоянно работающий управленческий механизм. Чтобы выжить и развиваться, региону надо знать свои ресурсы, какими бы необычными с бюрократической точки зрения они ни были.
Полагаю возможным рассматривать вопросы организационных полномочий в сфере экономики: например, по созданию региональных свободных экономических зон, стратегическому планированию, системной работе по подготовке и распределению трудовых ресурсов. Я уверен, что повышение управленческой компетенции наших субъектов
Федерации поможет экономике всей России, а заодно создаст условия для развития наших муниципалитетов.
Однако есть полномочия, записанные в федеральном и региональных законах о местном самоуправлении, и есть полномочия, прописанные в отраслевых федеральных законах. Планируется ли давно обещанная балансировка законодательства по полномочиям?
Мы продолжаем нашу работу по развитию реформы на федеральном уровне. Эксперты комитетов по местному самоуправлению Совета Федерации и Госдумы подсчитали, что для успеха замысла надо вносить системные изменения почти в 200 отраслевых федеральных законов. Сейчас мы над этим и работаем, этим же будут заниматься ОКМО и ВСМС. Мы видим, что мотивы принятия законов, которые сейчас требуют изменений, часто не были связаны непосредственно с задачами развития и укрепления нашего государства, а коренились в стремлении каждого органа федеральной исполнительной власти повысить свою значимость в публичной системе, записав регионам и муниципалитетам как можно больше поручений и обязательств.
Мы собираемся пакет за пакетом, по три-четыре изменения, вносить в законодательство, чтобы по крайней мере не было противоречий между полномочиями регионов и муниципалитетов, прописанными в базовых законах, и полномочиями, установленными отраслевым законодательством. Прежде всего мы будем освобождать местные власти от тех вопросов, которые не соответствуют вопросам местного значения по ФЗ-131 и ФЗ-136. Слишком долго наши муниципалитеты были зажаты в клещи между своим основным законом и массивом отраслевого законодательства. Когда шло утверждение бюджетов, расходы определялись по ФЗ-131, а когда начинался очередной финансовый год, выяснялось, что тратиться придется и на решение многих иных задач. Мы думаем, что надо менять ситуацию, чтобы прекратилась практика навязывания муниципалитетам дополнительной ответственности без дополнительных возможностей. Поэтому мы или будем совсем изымать несоответствующую ФЗ-131 норму из отраслевого закона, или перенесем ее в ФЗ-131, чтобы муниципалитет имел все правовые основания для такой работы.
Эти предложения рассматривались еще до принятия ФЗ-136, однако указанный закон позволяет системно рассмотреть весь объем региональных и муниципальных полномочий и перераспределить их более эффективно, опираясь на мнение регионов и муниципалитетов в лице ОКМО и ВСМС. В ноябре планируется подготовить первые проекты по дальнейшему совершенствованию организации системы местного самоуправления и всей системы публичной власти в целом.