К маю 2015 года в Госдуму планируется внести доработанный проект федерального закона «О погребении и похоронном деле». В последнюю редакцию документа после обсуждения с бизнесом и представителями конфессий вернули положение о возможности создания частных кладбищ. |
Согласно проекту, частные некрополи станут единственным вариантом для тех, кто решит возвести нестандартный памятник на могиле, например, часовню. Для государственных кладбищ введут ограничения по установке скульптур.
— В законопроект о похоронном деле мы снова вернули пункт о частных кладбищах. В ходе обсуждения этого вопроса с субъектами федерации, представителями профессионального сообщества и различных конфессий, которые имеют земли в собственности, мы посчитали разумным и целесообразным дать возможность создавать частные кладбища в установленном правительством порядке, — пояснил Чибис. — Законопроект предполагает введение жестких ограничений по захоронению на публичных кладбищах: там не может быть памятников нестандартного образца, все монументы будут одинаково «почтенны». Предполагается, что на частных кладбищах каждый желающий сможет реализовать свои дополнительные пожелания, например возвести часовню или семейный склеп.
Напомним, сейчас все кладбища в стране принадлежат муниципалитетам, а управляются госпредприятиями. При этом правительство уже несколько лет обсуждает идею дать право бизнесменам-землевладельцам учреждать кладбища на принадлежащей им земле. Уже существующие кладбища, как предполагается, не смогут перейти в частные руки. Норма о частных кладбищах изначально была включена в несколько редакций законопроекта «О погребениях и похоронном деле», но в январе 2015 года было принято решение отказаться от этой идеи. Взамен предполагалось прописать положения о частных крематориях и колумбариях.
— Изначально мы предлагали узаконить создание частных кладбищ, потом в результате обсуждений пришли к выводу, что, возможно, будет достаточно частных колумбариев для хранения праха. Но при следующей дискуссии решили, что целесообразно разрешить появление частных кладбищ, — пояснил Андрей Чибис.
По словам замминистра, требования к частным кладбищам сейчас обсуждаются, они будут прописаны в акте правительства РФ, который будет подготовлен ко второму чтению законопроекта.
Исполнительный директор Союза похоронных организаций и крематориев Елена Андреева пояснила, что в настоящее время нет законодательных ограничений по установке памятников на кладбищах.
— На любом из существующих кладбищ можно увидеть совершенно разные памятники, у кого-то возведены целые монументы, а на других могилах — деревянные кресты. Если законодательно запретят установку нестандартных памятников на публичных кладбищах, то правильно, что люди смогут реализовать свои желания хотя бы в частных некрополях, — сказала она. — При этом необходимо прописать в законе нормы и правила для создания и содержания таких кладбищ. Скорее всего, этим бизнесом будут заниматься компании, которые будут состоять в саморегулируемой организации, специализирующейся на частных кладбищах. При такой организации бизнеса ответственность за содержание кладбищ будет лежать не только на компании-подрядчике, но и на головной организации.
По словам Андреевой, места на частных кладбищах будут пользоваться спросом в городах-миллионниках, таких как Москва и Екатеринбург.
— В мегаполисах такого уровня остро стоит земельный вопрос, потому что на существующих кладбищах мест уже не хватает, — сказала эксперт. — К тому же в крупных городах и спрос будет на такую услугу, и найдутся заинтересованные инвесторы.
Глава московского департамента торговли и услуг Алексей Немерюк сомневается в том, что частные кладбища приживутся в России.
— Дело в том, что это несколько новое веяние для нашей страны и трудно сказать, пойдет ли оно в принципе. Частные кладбища предполагают ежемесячную оплату, в частности за охрану и уборку территории. Сомневаюсь, что большинство людей захотят ежемесячно выплачивать такого рода «квартплату» за место на кладбище, — сказал Немерюк.
Также столичный чиновник отметил, что практика организации частных некрополей распространена в Европе и Америке.
— Мы тоже можем это попробовать, но надо четко и грамотно продумывать систему обязательств и прав компаний, которые будут строить такие объекты. Важно не допустить ситуации, как с обманутыми дольщиками — чтобы компании не могли бесследно исчезнуть после продажи земельных участков, оставив клиентов у разбитого корыта, — сказал Немерюк.
По словам председателя профсоюза работников ритуальных служб Антона Авдеева, большое кладбище — около 40 га — можно содержать в складчину, если каждый будет платить по 500 рублей в год. Цены на похороны сейчас на государственных кладбищах могут превышать 100 тыс. рублей.
Отметим, что, по информации профсоюза работников похоронной отрасли, оборот только столичного рынка ритуальных услуг составляет 7–8 млрд рублей в год. Согласно всероссийскому справочнику ритуальных услуг, на территории России 323 кладбища.
Источник: Известия