Реформа МСУ, о которой сегодня столько говорят, началась еще в 2013-ом году. Президент России Владимир Путин отметил в своем послании, что на местах нужна сильная, независимая и финансово состоятельная власть, способная решать все возникающие проблемы. |
Параллельно с этим несколько ограничена власть муниципального управления — некоторые функции делегируются в региональные органы власти. Это снимает возможность неограниченных злоупотреблений, приводит к распределению власти и контролю над выполнением взятых обязательств. Причем контроль этот носит взаимный характер. Создается работающая система противовесов и сдержек, стимулирующая деятельность этих органов и предполагающая солидарную ответственность перед общественностью.
В недавно вышедшем на экраны фильме «Левиафан» очень ярко показано состояние дел в небольших, отдаленных от центрального правительства городах. Вседозволенность, коррупция, бесправие простого человека и его бессилие перед государственной машиной, оказавшейся в жадных и беспринципных руках. Чтобы устранить эти предпосылки и задумана реформа, законодательная база которой разработана к 2014 году и внедряется в России.
Как и ожидалось, новшества встретили немалое сопротивление в среде муниципальной власти. Камнем преткновения стала муниципальная собственность, которую вслед за полномочиями необходимо передавать региональным органам управления. Не каждый мэр соглашается отдать часть своей (как он думает) собственности, а значит и возможности влиять на денежные потоки и принятие решений. Чаще всего мэр стремится поделиться лишь ответственностью.
Очень интересный факт — наиболее активные очаги сопротивления реформе возникли в городах и регионах, руководители которых замечены в нарушениях и коррупционных скандалах. Сопротивление принимает различные формы — от политических дискуссий, например в Екатеринбурге, до использования административного ресурса, как в Нарьян- Маре.
Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман некоторое время назад стал героем нешуточного скандала со своим ставленником — депутатом Киневым. Последний был задержан по подозрению в убийстве пенсионерки. В свое время Ройзман оставил Киневу свой мандат, будучи избранным мэром города. Тесная связь не осталась за пределами внимания иных депутатов, и они выдвинули требование к мэру подать в отставку.
В виде защитной реакции он организовал публичные слушания значительного масштаба, в ходе которых присутствующие не одобрили реформ. Этим мэр не только увеличил свой политический вес, но и отодвинул проблему со своей отставкой на задний план.
Не отличается чистоплотностью в делах и второй борец с реформами — Татьяна Федорова, работающая мэром Нарьян-Мара, города, как две капли воды похожего на декорации «Левиафана». Как правило, именно в таких городах и происходят не совместимые с законом события. Не стал исключением и Нарьян-Мар.
Здесь мэр замешана сразу в двух скандалах с родственниками, одновременно являющимися немалыми бизнесменам местного масштаба. В первом случае намечалась финансово-хозяйственная афера с закупкой сотен тонн торфа, который попросту негде использовать холодной и снежной зимой. Партнером по разбазариванию городских денег выступил племянник мэра.
Вторая афера заключается в распределении подряда на ремонт теплосети и инженерных сооружений фирме собственной племянницы. Закупки производились через коммунальное предприятие, которым руководит родной брат мэра. Это направлено не только на распыление государственных средств, но и на более отдаленную цель — избежать передачи котельных и теплосети в целом региональным органам. Причем ни денег, ни надлежащих управленческих полномочий у главы города для их обслуживания нет.
Для Нарьян-Мара, города, где зимой температура редко поднимается до плюсовых отметок, а часто опускается ниже -300 С, такое состояние дел грозит немалыми бедами. Активисты, поднявшие свои голоса против решений мэра, встретили мощный отпор, выражавшийся в непосредственных угрозах. Еще один шаг остался до реализации «левиафановского» сюжета.
Отличился и мэр немалого города Архангельска Виктор Павленко, пришедший к власти от «Единой России». Накануне голосования относительно принятия реформы, он, посредством своих уполномоченных «обрабатывал» депутатов с целью срыва заседания. Намерения расшифровывались просто — отсутствие кворума, роспуск горсовета, выборы по старой схеме.
Но не слишком благоприятное состояние коммунальной сферы, растрата средств и потоки жалоб на реализацию программы расселения жильцов из аварийных домов привели к тому, что депутаты мэра не поддержали. Кроме того, Общероссийский Народный Фронт начал расследование деятельности «отца города».
Долгий и непростой путь реформ начат. Приведет ли он к смерти «левиафана» и изменению порядков — станет ясно в ближайшем будущем. Пока же нужно настроиться на реальную борьбу со средневековыми порядками, так любимыми местными властями.
Источник: LIFE24