О проделанной работе Администрации г. Белогорск по мобилизации налоговых доходов в 2014 году. Приоритетные направления работы по увеличению налогооблагаемой базы в 2015 году.
Мелюков С.Ю.

В 2014 году Администрацией города Белогорска совместно с МИ ФНС №3 по Амурской области была проведена большая работа по повышению налоговых доходов, зачисляемых в местный бюджет.

Разработан и утвержден Постановлением от 13.03.2014 г. № 431 «План мероприятий по дополнительной мобилизации налоговых  и  неналоговых доходов  бюджета муниципального   образования   г. Белогорск на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов».

План мобилизации получился серьезным и достаточно напряженным. Это не формальный документ. Результаты выполнения подводились и анализировались ежеквартально.

В рамках выполнения Плана созданы рабочие группы по каждому виду налогов для изыскания дополнительных источников пополнения бюджета.

Заседания рабочих групп проходили в еженедельном режиме с составлением протоколов, в которых отражались итоги и планы на предстоящую неделю для каждого участника рабочей группы.

За отчетный период было проведено 36 совместных заседаний, с привлечением сотрудников кадастровой палаты,  Росреестра, пенсионного фонда, фонда социального страхования, почты России.

В результате объем собственных доходов, поступивших в городскую казну, составил 608 млн. рублей или 98% от утвержденных (надо, сказать, завышенных) плановых назначений.

Показатели двух источников налоговых доходов, независящих от экономической ситуации в целом (налог на имущество физлиц, земельный налог), а также ЕНВД перевыполнены.

Темп роста поступления налога на имущество физлиц к соответствующему периоду прошлого года составил 82%, земельного налога – 32%, ЕНВД – 11%. В то же время, реальный рост собираемости земельного налога составил 2 с лишним раза.

При этом отмечу, что первоначальные плановые показатели бюджета 2014 года, заявленные администратором доходов - налоговой инспекцией - перевыполнены в разы. Так, вместо 6,8 млн. рублей налога на имущество физлиц, запланированных администратором, по итогам 2014 года собрано более 15 млн. рублей.

В полтора раза от первоначального плана налоговой инспекции увеличилось поступление земельного налога и ЕНВД. То есть, вместо предполагаемых  75 млн. рублей по ЕНВД и 17 млн. рублей по земельному налогу в городской бюджет поступило более 86 миллионов и 27 миллионов рублей соответственно.

В целом разница между заявленным (99 млн рублей) и фактическим (129 млн рублей) поступлением этих налоговых доходов от первоначальных планов МФНС № 3 составила 30 млн. рублей.

Достичь этого удалось благодаря системной работе по мобилизации налоговых доходов, которую администрация города начала год назад совместно с налоговой инспекцией.

В результате совместной работы удалось решить ряд задач, в том числе:

1) по налогу на имущество физических лиц.

По предварительным итогам работы в текущем году количество объектов, учтённых в базе налогового органа увеличилось на 12% - 3423 объекта.  (в 2013 г. -  28 698 объектов, в 2014 году – 32 121 объект).

Общая инвентаризационная стоимость объектов, по которым предъявлен налог к уплате увеличилась на 10% - 694,4 млн. рублей с 6981,4 млн. руб. до 7675,8 млн. рублей.

2) по земельному налогу

Количество налогоплательщиков земельного налога, учтенных в базе налогового органа в 2013 году, составляло 12462 субъекта. В 2014 году количество налогоплательщиков увеличилось на 43%, и составило 17774 субъекта.

Количество земельных участков, являющихся объектами налогообложения по данным налогового органа, в 2013 году составляло 9362 участка.  В 2014 году количество земельных участков учтенных в базе налогового органа увеличилось на 15% и составило 10710  участков.

Совокупная налогооблагаемая база (т.е. кадастровая стоимость) в 2013 году составляла 3,8 млрд.р. За счет актуализации стоимостных показателей совокупная налогооблагаемая база по земельному налогу в г. Белогорске в 2014 году составляет 5,7 млрд.р., т.е увеличена на 50%. При этом увеличение произошло за счет земельных участков, находящихся в собственности физических лиц, по которым новая кадастровая стоимость при начислении в текущем году  не применяется.

Сумма начисленного земельного налога в 2013 году с учетом льготников составила 21075 тыс. рублей. В 2014 году аналогичный показатель составил 29329 тыс. рублей, что составляет 140 % к уровню предыдущего года. В 2014 году поступление налога в бюджет составило 27,3 млн.р. Если учесть, что среднегодовой показатель сбора земельного налога в период действия фиксированной величины кадастровой стоимости земли  составлял 12,6 млн.р., то сбор налога в отчетном году увеличился в 2,2 раза. 

Дополнительно для вовлечения пользователей земельных участков в налогооблагаемый оборот производился учет и анализ неоформленных земельных участков по кварталам территории города, выявление землепользователей без оформленных документов. Так за 2013 г. оформлено 1600 Соглашений об оплате за фактическое пользование земли, в 2014 г. 1020 Соглашений. Дополнительный доход в бюджет от лиц, не оформивших документы на землю, составил 3,7 млн.р. ежегодно.

 3) по единому налогу на вмененный доход

В 2014 году налоговым органом совместно с Администрацией г. Белогорска и МУП «БТИ» проводились рейды по торговым точкам на предмет выявления налогоплательщиков, занижающих торговую площадь,  тем самым уменьшая сумму начислений по единому налогу на вмененный доход.

Проведено 14 рейдов, проверено 163 объекта, в 74 установлено занижение физического показателя. Результативность рейдов составляет 45,3%. Общий объем заниженного физического показателя  – торговая площадь составляет 1993,1 кв.м. Средняя величина заниженного физического показателя составляет 26,93 кв.м.

По оценочным расчетам потери городского бюджета от недополучения ЕНВД составляет 8,6 млн. руб. По состоянию на 15.01.2015 г. в МИФНС № 3 представлено 20 уточненных налоговых деклараций по ЕНВД на сумму 218, 3 тыс. руб. Сумма дополнительного исчисленного ЕНВД  уплачена в полном объеме.

Вместе с тем, резервов по налоговым доходам у Белогорска еще много. Поэтому работа по мобилизации местных налогов будет продолжаться и в 2015 году. Каждый налог должен быть вывернут наизнанку, проанализирован каждый налогоплательщик. Эта установка должна стать основным вектором предстоящей совместной работы.

Считаю приоритетными направлениями в 2015 году -  работу по актуализации налоговых баз по имущественным налогам, которую необходимо закончить к 1 июля текущего года; необходимость разобраться с причинами снижения поступления НДФЛ и начать серию мероприятий по их устранению, в новом форме предстоит поработать и комиссии по «теневой» заработной плате.

Параллельно с этим пришла пора вносить изменения в федеральное законодательство с тем, чтобы у органов власти появились хоть какие-то рычаги влияния на сбор местных налогов. В ближайшее время все предложения органов местного самоуправления Белогорска, касающиеся сбора и администрирования местных налогов будут подготовлены и  направлены на уровень субъекта. 

Проблемы, связанные с исчислением и уплатой имущественных налогов, ЕНВД

Налог на имущество физических лиц

 Имеются многочисленные факты уклонения владельцев вновь построенных объектов недвижимости от регистрации на них прав собственности, как следствие уклонение от уплаты местных налогов. Действующим законодательством не определены  достаточно жесткие санкции для понуждения владельцев к регистрации прав.

  1. Существует проблема, обусловленная заявительным характером оценки стоимости недвижимого имущества. Налогоплательщик - физическое лицо,  зарегистрировавший права в органах Росреестра, в дальнейшем при сделках уже не обязан предоставлять документы от БТИ, следовательно и обновлять инвентаризационную стоимость. Если собственник имущества не обратится за переоценкой, то для налогообложения сведения об их инвентаризационной стоимости не формируются.
  2. Потеря значительной части сведений о кадастровой  стоимости объектов при передаче данных от Росреестра в Управление ФНС. Часть объектов вообще не имеет кадастровой стоимости, а часть объектов имеет не актуальную стоимость. Кроме того, на сегодняшний день отсутствует эффективный порядок оценки и переоценки кадастровой стоимости объектов недвижимости по инициативе муниципалитета. 

Земельный налог

  1. Органами  государственной регистрации, кадастра и картографии предоставлены не полные сведения в ФНС о новой кадастровой стоимости   земельных участков по состоянию на 01.01.2013 для расчета земельного налога. На значительную часть участков сведения отсутствуют.
  2. Отсутствует законодательно прописанная обязанность ФНС брать данные от муниципалитета по объектам налогообложения (земельные участки) при отсутствии данных в базе Росреестра. Это актуально для объектов, права на которые возникли до 2000 года (ранее возникшие права).
  3. Федеральным законом № 284-ФЗ внесены изменения, на основании которых с 01.01.2015 года не признаются объектом налогообложения земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного жилого дома. Администрацией г. Белогорск проведены работы по формированию границ и межеванию 500 земельных участков многоквартирных жилых домов, произведен расчет долей собственников. Исключение из объектов налогообложения данных земельных участков приведет к уменьшению доходной части местного бюджета в размере 4 млн.рублей, и не восполнит понесенные затраты муниципалитета по проделанной ранее работе.
  4. Земельные участки, ограниченные в обороте, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, с 1 января 2013 года признаются объектом налогообложения по земельному налогу. В границах муниципального образования город Белогорск по данным баланса земель находится 951 га земель, предоставленных для деятельности Министерства обороны РФ. Представители Минобороны не предоставляют в налоговый орган декларации, не производит оплату земельного налога, и не производят градацию земельных участков на  изъятые и ограниченными в обороте.    

Администрация города Белогорск с данным решением МО не согласна, считает его неправомерным, полагает, что часть земельных участков являются ограниченные в обороте. Мы ходатайствуем о проведении выездной налоговой проверки в отношении ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» и просим оказать в этом содействие. По прогнозным расчетам муниципалитет за период 2013 – 2014 годов  недополучил налоговых доходов от использования земельных участков Минобороны порядка 10 млн. рублей.

Данная ситуация с налогообложением земель Минобороны является типичной для всех территорий Амурской области и при её положительном разрешении может существенно увеличить сбор земельного налога во всех муниципалитетах.

 Единый налог на вмененный доход

1. Отсутствие аналитической информации по ЕНВД по видам деятельности, физическим показателям и.т.д. Отчет по форме № 5, предоставляемый налоговым органом один раз год, не дает полной информации. Не проводится анализ по ЕНВД в целях выявления недобросовестных налогоплательщиков и проведения контрольных мероприятий.

2. В ФНС  до 4кв. 2014 года не проводились  тематические выездные налоговые проверки  по ЕНВД даже при наличии  данных о нарушении налогового законодательства, проводятся только комплексные выездные проверки с большими суммами возможных начислений. 

3. Отсутствие законодательной базы для проведения контрольных мероприятий  по видам предпринимательской деятельности, по которым физический показатель «количество работников».

4.  Уклонение налогоплательщиков ЕНВД от  уплаты  налогов (занижение физического показателя  «торговая площадь», «площадь зала обслуживания» и.т.д).

     С целью выявления занижения сведений по торговым площадям, в результате совместной рейдовой работы в 2011 году было обследовано 950 объектов. Выявлено около 25 % объектов с заниженной площадью (установлено занижение физического показателя по ЕНВД:  «площадь торгового зала, торгового места»  на 1925,3кв.м.,  расчетная сумма налога  8 млн.руб).

Налог на доходы физических лиц 

Муниципальное образование не имеет оперативной информации о налоговой базе, суммах начисленного, уплаченного и возможного к уплате НДФЛ, что негативно сказывается на формировании доходной части местных бюджетов. По налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и ЕНВД представляется раз в год информация (5 форма) о налоговой базе и суммах исчисленного налога, по НДФЛ вообще никакой информации не представляется.

Фактически в ФНС отсутствует детальный анализ по НДФЛ в целом, по видам деятельности, категориям налогоплательщиков, уровне заработной платы и.т.д. и как следствие:

 -не проводится работа в отношении организаций ведущих деятельность, но не платящих НДФЛ, и в отношении ИП деятельность которых предполагает наличие работников, но не платящих НДФЛ;

-нет налогового контроля по НДФЛ в отношении работодателей ИП работающих в г. Белогорск,  но стоящих на учете в других инспекциях;

-отсутствие налогового контроля в отношении обособленных подразделений организаций;

-отсутствие возможности у территориальных налоговых органов самостоятельной контрольной работы и осуществления выездных налоговых проверок по НДФЛ  в отношении крупнейших налогоплательщиков, стоящих на налоговом учете в других регионах (в частности «РЖД», «Транснефть»).

- отсутствие работы ФНС по привлечению физических лиц к представлению деклараций о доходах, в частности  граждан сдающих  в аренду квартиры и дома, и граждан торгующих автомобилями. Фактически в ФНС отсутствует контрольная работа по сбору доказательной базы в отношении лиц сдающих в аренду жилье и торгующих автомобилями.  Деятельность налогового органа сводится к рассылке уведомлений о необходимости декларирования доходов. 

Проблема доставки Единых налоговых уведомлений (ЕНУ) 

Филиалом ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России по Кемеровской области в 2014 году по файлам от МИ ФНС №3 по Амурской области сформировано для рассылки 52276 налоговых уведомлений, в том числе по г. Белогорску 27997.

В результате проведенного анализа, Администрация пришла к выводу, что большая часть налогоплательщиков г. Белогорска не получили налоговые уведомления, для уплаты в срок своих обязательств. Сколько ЕНУ пришло, вручено и осталось не востребованными адресатами, выяснить не удалось. На запросы, направленные в филиал ФГУП «Почта России» г. Белогорск и УФПС Амурской области, получены отказы со ссылкой на ст. 15 ФЗ от 17.07.1999 г. № 176 «О почтовой связи».

Кроме того, аналогичный запрос за подписью Заместителя Председателя Правительства Амурской области М.В. Дедюшко о предоставлении информации был направлен на директора УФПС Амурской области – филиала ФГУП «Почта России» С.П. Матвиенко. Получен отказ в предоставлении информации, т.к «чтобы провести служебное расследование и установить причину не вручения налоговых писем, необходимо знать 14- значный номер письма, присвоенный при отправке» и  ссылкой на ст. 15 ФЗ от 17.07.1999 г. № 176 «О почтовой связи» в части выдачи информации только отправителям или их законным представителям.