В ходе поездки в Иваново Владимир Путин провёл заседание Совета при Президенте по развитию местного самоуправления
Sovet Prezid Перед началом заседания глава государства осмотрел выставку «Лучшие муниципальные практики Ивановской области». В числе успешных проектов, о которых рассказали Президенту, – управление водоснабжением и водоотведением города, межмуниципальный туристический проект «Волжская ривьера», индустриальный парк «Родники».
В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги, друзья.
В прошлом году в Послании задача обновления системы местного самоуправления была обозначена в качестве одного из приоритетов. Мы часто возвращались к этой проблеме, часто о ней говорили. Если в историческом аспекте посмотреть, то сегодня, так же как и в 1864 году, когда была проведена знаменитая земская реформа, преобразования на местном уровне власти давно назрели – как и тогда. Об этом говорили граждане, представители муниципалитетов, эксперты, депутаты Государственной Думы.

Проблемы и разбалансировки в системе местной власти очевидны для всех. Смысл изменений, которые предлагаются, в том, чтобы убрать эти диспропорции, в целом повысить роль и самостоятельность местного самоуправления, максимально приблизить этот уровень власти к людям, которые проживают на конкретных территориях.

Знаю, что была проведена большая работа в связи с подготовкой тех законодательных актов, о которых мы сегодня будем говорить. В этой работе приняли самое активное участие Конгресс муниципальных образований и Всероссийский совет местного самоуправления, представители муниципалитетов, научное сообщество. Свои позиции представили политические партии, профессиональные сообщества. Дискуссии велись на региональных площадках, в федеральном парламенте, в средствах массовой информации.

Проблемы местного самоуправления, действительно, оказались в центре общественного внимания. И важно, что благодаря широкому диалогу – хотел бы это подчеркнуть, я на это рассчитывал и просил моих коллег, которые занимались этой работой, организовать её именно таким образом – удалось сблизить позиции практически всех заинтересованных сторон. Подготовлены системные, качественные предложения, которые легли в основу проекта закона. Он был одобрен обеими палатами Федерального Собрания и, хочу вас проинформировать об этом, подписан.

Собственно, мы собрались с вами для того, чтобы поговорить о нём сегодня. Я бы хотел ещё раз услышать ваше мнение, как вы к нему относитесь. Потом посмотрим, как он будет реализовываться на практике, какова будет правоприменительная практика. Это живой процесс, живой организм, и, если потребуется, можем внести какие-то изменения. Посмотрим вместе с вами, как это работает. Уверен, вы его и так хорошо знаете, но, повторяю, сегодня хотел бы об этом поговорить поподробнее, начиная с самой системы организации местного самоуправления. В крупных населённых пунктах она до сих пор не отвечала смыслу этого уровня власти, жители зачастую даже своих депутатов в муниципальном совете в лицо не знали, а муниципальный уровень власти – это всё-таки тот, который является самым близким гражданам, и до него – я уже много раз об этом говорил, да, собственно, на экспертном уровне это постоянно звучит, – до него граждане должны, что называется, в прямом смысле слова рукой дотянуться.

А как относились люди к муниципалитетам, относятся до сих пор? Мы провели соответствующие опросы, в том числе проводил опрос Фонд общественного мнения в мае 2014 года. Для справки вам сообщу: 79 процентов жителей городов с населением более 1 миллиона человек не знают вообще депутатов, которые представляют их избирательный округ в представительном органе муниципального образования. В городах с населением от 250 тысяч до 1 миллиона человек этот показатель составляет 76 процентов, чуть пониже, чем в миллионниках: 79 – 76 процентов. Это запредельная величина. А с населением от 100 до 250 тысяч, вроде тоже уже не такой уж и большой населённый пункт по нашим масштабам, а 73 процента граждан не знают своих депутатов. Поэтому в новой редакции 131-го закона в дополнение к уже существующим добавлена ещё одна модель организации муниципальной власти, которая соответствует требованиям времени.
В чём её смысл, позвольте несколько слов об этом сказать. Принятые поправки предполагают возможность создания новых видов муниципальных образований в крупных городах – городского округа, с делением на внутригородские районы. Нормы эти, и я хотел бы это особенно подчеркнуть, не носят императивного характера, они не навязываются, и они не обязательны, но это ещё одна из опций, которую вы можете выбрать, один из вариантов в дополнение к тому, что функционировало, действовало до сих пор. Каждая конкретная территория должна сама решить, как строить систему местной власти, какая форма организации местного самоуправления в наибольшей степени отвечает интересам граждан, будут ли они выбирать главу муниципального образования прямым голосованием или делегируют это право избранному ими же представительному органу муниципальной власти. Если сказать проще, так чтобы – не только нам, здесь сидящим, – и гражданам было понятно, можно избрать, скажем, совет крупного города с делением на районы напрямую голосованием граждан, а можно избрать порайонно, а районные депутаты уже делегируют своих депутатов наверх, и таким образом будут формироваться представительные органы власти соответствующего муниципалитета.

Хочу подчеркнуть, создаются правовые возможности для того, чтобы максимально приблизить муниципальный уровень власти в больших городах к жителям, к их проблемам, чтобы граждане принимали непосредственное участие в решении вопросов местного значения, в том числе и через территориальное общественное самоуправление. При этом усиливается ответственность избранных представителей перед гражданами: придётся гораздо больше времени проводить на территории, вплотную заниматься повседневными вопросами, активнее напрямую работать с людьми. Во всяком случае авторы этого закона, да и я, честно признаюсь, на это мы все очень рассчитываем. Думаю, что меньше потребуется заседать в кабинетах городских и районных собраний или просто выступать перед средствами массовой информации, хотя это, конечно, тоже нужно для того, чтобы освещать свою работу.

Отмечу, что начинающие политики, в том числе из непарламентских партий, независимые общественные активисты, вне зависимости от своих политических взглядов получают дополнительные возможности: им станет проще избираться в местные органы власти, если, конечно, они реально настроены на конкретную работу с гражданами.

Далее. Краеугольным камнем для устройства всей системы власти является вопрос о чётком разграничении полномочий. Эту тему мы с вами также многократно обсуждали. Базовая идея реформы как раз и состоит в том, чтобы сделать эффективным, дееспособным именно низовой уровень местного самоуправления, прежде всего чётко определить, за что он отвечает и за счёт каких финансовых источников будут исполнять свои полномочия наши коллеги в муниципалитетах. Внесённые в 131-й закон поправки закрепили ключевые, если можно так сказать, политические моменты, те красные линии, за которые нельзя переступать в этих полномочиях местного самоуправления.

Первое. За низовым уровнем муниципальной власти закрепляются задачи и полномочия, которые обеспечивают самостоятельность и независимость муниципального уровня. Например, это управление муниципальной собственностью, формирование и исполнение местного бюджета, установление структуры органов местного самоуправления и так далее. И конечно, это полномочия, отнесённые к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования: от установления местных налогов – до принятия планов и программ развития муниципального образования и контроля за работой муниципальных чиновников.

Второе. Поправки в 131-й закон наделяют региональную власть правом перераспределять некоторые полномочия между субъектом Федерации и муниципалитетом, но одновременно они увеличивают ответственность регионов за согласованное и продуктивное взаимодействие с муниципалитетами. Что это означает? Это значит, что никакого произвольного, волюнтаристского перебрасывания полномочий с одного уровня на другой быть больше не должно. Так, решения о перераспределении полномочий в отношении конкретного муниципалитета должны закрепляться соответствующим законом субъекта Федерации, а сами полномочия передаваться только вместе с финансовыми средствами на их реализацию. Это даёт возможность обеспечить дифференцированный подход каждому муниципальному образованию, учесть особенности его развития, кадровый и экономический потенциал. При этом регион обязан гарантировать муниципалитету стабильность установленных правил, что, на мой взгляд, чрезвычайно важно. Нельзя, чтобы этот подход раз за разом менялся и менялись эти правила. Если решение о перераспределении принято, и на это я хотел бы обратить особо ваше внимание, оно должно действовать в течение всего срока, на который избран региональный парламент. Это своего рода договор о солидарной ответственности между регионом и муниципалитетом, и выполнение этого договора не должно зависеть от личных отношений губернатора и мэра, от партийных предпочтений, пристрастий или других конъюнктурных моментов текущего дня.

Принципиально и то, что закон о передаче полномочий должен вступать в силу только с начала очередного финансового года. Таким образом исключается ситуация, когда в течение одного года объём бюджета остаётся прежним, а ответственность муниципалитета возрастает. Отмечу, окончательно сбалансировать доходы и полномочия местной власти необходимо в рамках единой бюджетной налоговой политики. Её основные положения на предстоящие годы сейчас дорабатываются. Думаю, к этой теме мы ещё вернёмся и в ходе сегодняшнего разговора.
Регионам в ближайшее время предстоит серьёзная работа по определению оптимальной модели организации местного самоуправления на своих территориях. Важно, чтобы все понимали: в основе системы правового регулирования местного самоуправления в России лежит свобода выбора, я уже об этом говорил и сейчас хочу вернуться к этому ещё раз. Нельзя ничего навязывать – надо обязательно принять во внимание мнение глав муниципалитетов, депутатов местных представительных органов.

Сейчас первоочередная задача руководителей регионов – организовать диалог с муниципальными собраниями, с муниципальным сообществом, чтобы обсудить все содержательные вопросы, все нюансы преобразований. Результатом такой дискуссии должен стать закон об организации местного самоуправления в конкретном субъекте Российской Федерации. Думаю, что полгода – достаточный срок для того, чтобы обсудить и принять все необходимые акты во всех субъектах России.

Надо уже сейчас снять острые вопросы, чтобы потом избежать конфликтов, перекладывания ответственности. Регионы и муниципалитеты должны работать как одна команда в интересах развития территорий, повышения качества жизни людей. Подчеркну, определяя оптимальную модель организации местной власти, надо учитывать особенности наших регионов, национальные традиции проживающих там людей, народов и, конечно, нужно слышать жителей конкретных территорий. Именно участие граждан в принятии решения наполняет местное самоуправление подлинным смыслом. Только действуя открыто, демократично, мы сможем обеспечить реализацию ключевых принципов, заложенных в Конституции России, – самостоятельности местного самоуправления и федерального устройства нашей страны.

Мы с губернатором Ивановской области посмотрели, как здесь организована работа с общественностью. В принципе это неплохая работа, и можно было бы использовать опыт таких субъектов, как Ивановская область. Предлагаю приступить к работе и обсудить механизмы реализации новых положений закона.

Пожалуйста, слово Степану Михайловичу Киричуку.

С.КИРИЧУК: Спасибо, уважаемый Владимир Владимирович.

Полагаю, у нас есть право поблагодарить Вас за подписание этого закона, если мои коллеги не возражают. Огромное спасибо. Действительно, работа была сложная, напряжённая. Надо отдать должное Администрации Президента, которая постоянно помогала осуществлять эту деятельность. Наша рабочая группа, которую было предложено возглавить моему коллеге Вячеславу Степановичу Тимченко и мне, собрала за это короткое время более 2 тысяч предложений. Где мы их только ни обсуждали, с кем мы их только ни обсуждали. Мне кажется, что правильно мы делали, что абсолютно все предложения вносили на рассмотрение, и даже в ходе работы с законопроектом уже в Государственной Думе их было очень много.

Мы ездили по территориям, наши представители ездили. Я приехал в Якутию с предложениями первого пакета, и мне показалось, что что-то мы не учитываем. Сейчас Вы сказали, что субъекты разные, территории разные, даже менталитет разный, и как раз удалось последние две или три недели учесть в том числе и их. Сейчас идут звонки, они говорят: «Слушайте, вы, оказывается, нас можете слышать, нас услышали». Мне представляется, что эта оценка этой обратной связи, этой информированности стоит очень и очень дорогого. И в этом направлении, конечно же, нам предстоит ещё больше работать.

Вы в своём докладе отметили практически все изменения, которые есть, поэтому скажу только о том, что ещё удалось нам чуть штрихами доработать. Прежде всего это, конечно же, Владимир Владимирович, Ваша позиция, Вы её озвучили ещё в декабре 2013 года: выборы мэров были, есть и будут. Да, мы пытались совершенствовать форму этих выборов, и нам удалось всё-таки найти возможность, чтобы одно и то же население в том же городском округе, по вероятности разделённом на внутригородские муниципальные образования, не голосовало дважды: за главу района, потом за главу города, – а чтобы один раз эти выборы состоялись и могли уже депутаты потом самостоятельно решить. К этой формуле мы шли долго. Но в любом случае оставили вариативность. То есть в федеративном государстве роль субъекта Федерации велика, это подчёркивает наша Конституция и та политика, которую Вы проводите сейчас, по укреплению федерализации нашей страны, в том числе и через систему организации местного самоуправления, она нашла в этом законе своё отражение. Это очень большая, серьёзная победа. Много вариативности, много выбора, и берёшь на себя ответственность, в том числе по этому вопросу.

Уважаемый Владимир Владимирович, Вы только что сказали, что расширяются полномочия субъектов Российской Федерации, в том числе и по определению вопросов местного значения. Тут есть многие участники (вот напротив и Александр Петрович, и Светлана Юрьевна), мы все занимались в том числе и работой, связанной с подготовкой этого закона, 131-го, ещё в 2000 году. Мы тогда вынуждены были записать, что нельзя вносить изменения в вопросы местного значения субъектами Федерации, потому что, честно говоря, боялись, что ничего не оставят этому муниципалитету – только траву и сорняки подбирать. Сейчас всё по-другому, сейчас ситуация стабильная, ситуация надёжная. И в связи с этим, конечно же, мы не только поддерживаем (спасибо, что Вы это утвердили своей подписью), что субъект Федерации может самостоятельно определять, какие вопросы в каком муниципальном образовании могут решаться. Даже муниципальные районы одного субъекта Федерации по разным экономическим причинам что-то могут выполнять, а что-то не могут. Мы из Москвы не можем знать это, а в субъекте Федерации это виднее. Этот закон разрешает очень хорошо.

Но у нас появилась следующая проблема. Мы уже обсуждали её на уровне экспертных групп, и мой коллега Виктор Борисович уже в Государственной Думе приступил к этой работе. Нам предстоит проанализировать огромное количество отраслевых федеральных законов, в которых органы местного самоуправления нагружаются какой-то работой. Эта работа крайне необходима, но с учётом этого принимаемого закона она не так синхронизирована, то есть надо изменения вносить.

Простейший пример – закон о теплоснабжении. Схему теплоснабжения в муниципалитете утверждает глава администрации муниципального образования, а тарифы утверждает губернатор. Они, конечно, договорятся, они люди трезвые, умные, понимают ситуацию, но мы-то в законе должны эти коллизии… И таких коллизий эксперты уже насчитывают более двухсот.

Мы работаем и вместе с сотрудниками Администрации Президента, и с экспертным сообществом, и будем пытаться к осени эту коллизию через федеральное законодательство как-то разрешить, но пока у нас это не выполнено.

Вы сказали о «несгораемом» перечне вопросов местного значения. Это основа. Спасибо, Владимир Владимирович, за эту позицию. Потому что, конечно, тому, кто может выполнить 41 полномочие, любой губернатор и любое Законодательное Собрание разрешит выполнять 41 полномочие. Но тот, кто не может выполнять столько, – не надо переносить это всё. Дело дошло до того, что в сельских поселениях, к сожалению, у большинства нет денежных средств, и их начинают упрекать: «А вы только на себя работаете, на свою заработную плату, зачем вы нам нужны?» И так далее. Это дискредитация власти, мы должны дать им возможность, чтобы они с огромным удовольствием и с эффективностью выполняли два-три полномочия, но настолько эффективно, чтобы в них нуждались люди. На это закон направлен, и надеюсь, что нам удастся вместе с губернаторским корпусом, муниципальным сообществом это осуществить.

Про шесть месяцев, Владимир Владимирович, спасибо, Вы тот срок утвердили, который у нас занесён в переходном периоде. Правда, мы муниципалам предлагаем законом дать ещё три месяца для того, чтобы они ещё и свои нормативно-правовые документы привели в нормальное состояние. Я знаю, что многие уже начали писать модельные акты, ожидая того, что будет подписано. Для них сегодняшнее Ваше сообщение о подписании закона – это уже стартовый день для официального решения.

Владимир Владимирович, по большому счёту, экспертное сообщество, те, кто работает, наши профильные комитеты в Государственной Думе, общественные организации, Всероссийский совет, Конгресс, – мы считаем, что на сегодня мы выполнили часть поручений, которые Вы давали. То есть мы всё-таки усовершенствовали систему местного самоуправления Российской Федерации и уточнили общие принципы организации местного самоуправления. Но нам надо продолжить работу, и я бы хотел коротко остановиться на трёх-четырёх направлениях, которые надо бы нам продолжить.

Вы говорили о разграничении полномочий. Да, в той части, о которой я сказал, они есть. Но остаются полномочия Российской Федерации: субъект – муниципалитет, это сквозная система. Вы давали команду – эта команда прошла, она в действии – о возобновлении работы рабочих групп, которые сформированы в Правительстве Российской Федерации. Министерство регионального развития в эту систему включилось, работает. Но это надо начинать, и, может быть, неспешно. Это не есть какая-то, знаете, задача, без которой просто жить нельзя. Просто это надо делать параллельно к текущим решениям оперативных текущих вопросов. Это нисколько не ухудшит ситуацию, но может улучшить в тех или других направлениях. Мы уберём какие-то пересекающиеся полномочия. По-моему, напрасно я кого-то убеждаю, здесь все это прекрасно понимают.

Кадры. Хотел бы обратить внимание на это. Вы ставили задачу, помню, я Вам обещал, что будем заниматься подготовкой и так далее. Мы выполняем свои обязанности в этом отношении. Но, к сожалению, мы как-то работаем по старинке, и тот указ, который у вас связан с электронной демократией, мы пока не объединили вместе: обучение, доступ населения, обратная связь и так далее, и тому подобное. С Игорем Олеговичем [Щёголевым] обсуждаем, я имею в виду вашего помощника, как решить эту проблему. Скорее всего, мы подойдём к тому, чтобы на основе имеющейся базы, которая есть и в Конгрессе, и в академиях, в университетах, создавать всё-таки муниципальный электронный университет без приезда, а с возможностью учиться через дистанционные способы. Будет поручение по этому направлению или не будет, я хотел просто информировать, что мы просто вынуждены этим заниматься. Ротация кадров в муниципальном сообществе – не потому, что все плохие, а потому, что действительно идут выборы, действительно их много у нас (23 тысячи), поэтому, конечно, этот вопрос необходимо будет ставить.
Просьба такая: для подготовки и переподготовки государственных служащих деньги есть, не будем говорить, много их или мало, но по крайней мере всё это идёт. Муниципалитеты обучаются, к сожалению, по остаточному принципу, и губернаторы не в состоянии в полном объёме их финансировать, и федеральная программа предусматривает только подготовку учебников через систему. Когда Министерство регионального развития напрямую занималось этим процессом, это получалось. Сейчас Министерство в стороне, этим занимается Российская академия государственной службы. Там что проще, то и учим, а не то, что надо. А надо учить сельских, надо учить тех, которые не имеют возможности. В областном центре найдут, кого спросить, и так далее, а даже в райцентре, особенно в селе, в маленьком городишке не так просто найти, с кем можно посоветоваться, и так далее. То есть обучение кадров, мне кажется, это мы должны выделить в какую-то особую вещь.

Вы говорили о дисбалансе сегодня. Когда мы в 2003 году принимали закон, речь шла о 2 триллионах рублей, как тогда считали. Правильно считали, неправильно считали – трудно сказать, скорее всего вообще на эту тему говорить бессмысленно, потому что социальных нормативов не было, поэтому кто что и насколько захотел, столько и умножил, и получил каких-то 2 триллиона. Но в любом случае по факту всё равно получается, что этого нет.

И Ваше задание, что местное самоуправление должно быть финансово независимым и самостоятельным, к сожалению, мы этим законом не решаем, поэтому в этом направлении будем работать. Если не будет возражений по продолжению исполнения Вашего указания в части работы двух рабочих групп, то, конечно же, они обязаны будут и это посмотреть. Какие-то вещи в этом направлении надо смотреть.

Вы уже говорили, что многие муниципалитеты освободились, допустим, от образования, от какой-то части медицинской помощи и так далее. Можно эти деньги где-то посмотреть, в другую сторону отправить. Но бюджеты регионов на сегодня не настолько комфортны, чтобы регионы могли очень большое внимание уделять этому. Поэтому эти бюджетные или межбюджетные взаимоотношения – хотелось бы просить, чтобы было поручение их нам всё-таки продолжить, чтобы мы могли на это дело ориентироваться.

Хочу просто поблагодарить за ту помощь, которую оказывает нам сейчас, муниципальному сообществу, Общероссийский народный фронт. Эта открытость, эта способность людей говорить о вещах не вот так вот, а так, как они есть, прямо, сокращает во много раз все действия и все эти шаговые карты, которые принято называть дорожными или другими, до принятия эффективного, нормального решения. И это радует, конечно же.

Мы принимаем и услышали то, что Вы сказали сейчас: по регионам провести собрания, собрать муниципалов, представителей государственной власти, пообсуждать с ними, как это всё сделать, не ломать, а делать, как наиболее эффективно для этого района. Владимир Владимирович, ещё раз спасибо за закон. Готовы продолжать работать.

В.ПУТИН: Спасибо большое, Степан Михайлович. И Вам спасибо за самое активное участие в этой работе. Те люди, которых Вы возглавляете, собственно, и являются одними из авторов этого законодательного акта. Пожалуйста, Мор Александр Викторович, глава администрации Тюмени.

А.МОР: Добрый день, уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги!

Принятый в 2003 году 131-й закон устанавливал основные формы и принципы организации местного самоуправления, и закон был ориентирован на унификацию, о чём Степан Михайлович нам сказал. И, наверное, в тот период это было оправдано, поскольку молодое российское самоуправление на начальном этапе своего становления нуждалось в таких законодательных маяках. Но десятилетний опыт реализации этого закона показывает, что многообразие нашей огромной страны требует не единообразия, а вариативности, и именно таков дух и буква принятых изменений.
На мой взгляд, из всех новелл этого закона, о которых Вы в том числе сейчас сказали, наиболее важным является возможность перераспределения полномочий. Очевидно, что каждое полномочие должно исполняться на том уровне власти, на котором его реализация может быть наиболее эффективной.

Иногда довольно странно слышать некоторые размышления о том, что местная власть должна как-то себя противопоставлять региональной. Я считаю, что сегодня местная власть и региональная должны сотрудничать и искать взаимные пути и механизмы развития как отдельного муниципалитета, так и региона в целом. Нашему населению не важно, какая власть, местная либо региональная, будет решать его проблемы, – важен результат, а властям нужны возможности для достижения этого результата. Очень здорово, что принятый закон такие возможности сегодня нам даёт. Я имею в виду, что региональное правительство, вернее сказать – законодательный орган субъекта, имеет возможность оптимально распределить и эффективно перераспределить полномочия, учитывая и мнение населения, и мнение муниципалитетов.

В качестве конкретного примера могу сказать о наших планах передать полномочия в сфере обращения с отходами от города и соседних муниципальных образований на уровень региона. Это позволит нам эффективно реализовать крупный инвестиционный проект по созданию современной системы переработки отходов.

В.ПУТИН: Завод там будете строить, да?

А.МОР: Да.

В.ПУТИН: Прямо где-то в Тюмени или за городом?

А.МОР: Он будет в соседнем муниципальном образовании.

В.ПУТИН: За городом, да?

А.МОР: За городом, но собирать будет отходы и города, и близлежащих районов.

В.ПУТИН: Это совместный получается проект или вы просто полномочия отдали?

А.МОР: Мы передадим имущество, наш полигон; будет частный инвестор и софинансирование из субъекта Федерации. Ещё один важный момент, Вы о нём тоже сказали, что закон даёт не только возможность эти полномочия перераспределить, но очень важно, что появляется страховочный механизм того, что срок, на который закрепляется такое перераспределение, будет соответствовать сроку действий того органа, который принял. Конкретно в нашем случае Тюменской областной Думой. Это хорошая страховка от возможной управленческой чехарды.
Ещё об одном важном, на мой взгляд, моменте хотел бы сказать. Принятые поправки сохранили и, наверное, даже систематизировали модель организации местного самоуправления. Важно, что сохранили всё лучшее, что удалось наработать на практике. О чём я говорю? Мы знаем, что глава муниципального образования может либо выбираться на прямых выборах, либо выбираться из состава депутатского корпуса, соответственно может быть либо главой администрации, либо возглавлять представительный орган.

У нас в городе Тюмени с 2005 года реализована модель, когда глава муниципального образования выбирается из числа депутатов и является председателем Тюменской городской Думы, соответственно глава администрации – это управленец, который работает по контракту.

Я как глава администрации могу с уверенностью сказать, что такая модель разделения политической и управленческой функций конкретно в нашем городе достаточно эффективна. В принципе, подтверждение моих слов – динамика показателей развития города Тюмени, хотя думаю, что мои коллеги могут привести примеры других эффективных моделей, что лишь подтверждает тезис о том, что вариативность – это правильный путь. Могу сказать с уверенностью, что те изменения, которые в 131-й закон были внесены, на сегодняшний день отражают запросы и местных сообществ, с учётом территориальных и экономических особенностей муниципалитетов.

И хочу от всех своих коллег поблагодарить разработчиков закона. Все наши предложения были услышаны, были отражены современные тенденции развития местного самоуправления – теперь всё в наших руках. Спасибо большое.

В.ПУТИН: Спасибо. Пожалуйста, Дмитрий Николаевич Кобылкин, Ямало-Ненецкий автономный округ, губернатор.

Д.КОБЫЛКИН: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Вносимые изменения в закон о местном самоуправлении являются важными нововведениями для регионов, необходимость в них на самом деле назрела. Радует то, что в ближайшее время у нас появятся более гибкие инструменты решения вопросов местного значения. Первое, на что хотелось обратить внимание, – закон расширяет набор инструментов, который субъекты Федерации могут использовать для более качественной организации местного самоуправления. Этому способствует право субъекта Федерации применять их с учётом региональной специфики. Регионы на самом деле разные, они и территориально в разных зонах находятся. Приехал сегодня в Иваново, Владимир Владимирович, – 30 градусов на улице, а у нас вчера снег шёл ещё.

На Ямале сложилась достаточно оптимальная система местного самоуправления, его взаимодействие с государственным уровнем управления. Мы использовали практически все формы организации муниципального управления, за исключением формирования районных дум из числа депутатов представительных органов поселений. Это опять же территориальная особенность, сложная транспортная схема не позволяет обеспечить системность работы депутатов.

Города на Ямале отличаются компактностью и малочисленностью, поэтому сегодня пока нет предпосылок для их реформирования, на наш взгляд, в городские округа с внутригородским делением. Хотя я не исключаю возможности, что в ближайшее время это изменится.

Ямал успешно использует две схемы организации муниципального управления. Это схема выборного главы муниципалитета, возглавляющего местную администрацию, и система городских управляющих, которая введена практически во всех городских округах и двух муниципальных районах. Работа глав администрации по контракту показала себя как эффективно работающая модель разделения полномочий. Почему именно городские округа? На мой взгляд, сейчас у городских управляющих наблюдается тенденция профессионализации. Гораздо больший объём полномочий, высокая концентрация населения и сложившаяся инфраструктура требуют работы высокой квалификации при определённой деполитизации руководителя, он меньше просто в этих политических процессах начинает участвовать.

Важным шагом вперёд считаю право субъектов Федерации перераспределять государственные муниципальные полномочия. Этими нововведениями обязательно мы тоже воспользуемся.
Уважаемый Владимир Владимирович, если от доклада уйти, вкратце сказать, на мой взгляд, закон абсолютно правильный и своевременный; учитывает, как Вы сказали, территориальную специфику субъектов Российской Федерации, национальные традиции, что тоже немаловажно; даёт возможность для манёвра; безусловно, увеличивает ответственность губернаторов. Но, уверен, закон укрепит, самое главное, доверие граждан к власти.Доклад закончил. Спасибо.

Источник: Официальный сайт Президента РФ