От федеральных властей регионам нужна удочка, а он упорно предлагает рыбу - такая мысль звучала практически в каждом выступлении на дискуссии "Меркурий-клуба", посвященной проблемам перераспределения экономических функций между федеральным центром, регионами и муниципалитетами. Она в какой-то степени предварила заседание Госсовета на эту тему, намеченное на конец года, и куда участники клуба намерены послать свои рекомендации. |
Федеральному закону о местном самоуправлении осенью стукнет 10 лет. Он сослужил делу добрую службу, но не смог быть идеальным для всех регионов. В него внесены сотни поправок - как говорится, заплат уже больше, чем кафтана. "Вносить точечные изменения в 131-ФЗ больше не имеет смысла, - считает мэр Новосибирска Владимир Городецкий, - сейчас же настало время разрабатывать концепцию политики развития местного самоуправления, причем с учетом финансовой обеспеченности и промышленной направленности регионов".
Финансовая тема стала одной из главных при обсуждении. И не мудрено. Дефицит местных бюджетов, по словам академика Евгения Примакова, в 2012 году перевалил за 1,2 трлн руб., а к 2020-му имеет шансы достичь 4 трлн, если проблемой не заняться вплотную. Федеральный центр нередко ставит перед регионами задачи, не подкрепляя их ресурсами. При этом минфин выдвинул инициативу переложить на плечи субъектов Федерации повышение зарплат бюджетникам: а это ни много ни мало еще около 4,5 трлн руб. до 2018 года - куда как кстати при нынешнем дефиците региональных бюджетов. Дело доходит до того, что центр выдает регионам кредиты на выполнение бюджетных же задач, например, строительство детских садов. Долг региональных бюджетов федеральному в начале этого года составил 1,36 трлн руб. Первый заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин даже высказал опасение, что из-за этого отдельные регионы могут попасть в долговую кабалу к другим государствам, где эти кредиты дешевле...
Региональная доля в федеральном бюджете (около 35%) не меняется уже много лет. Растет цена на нефть. Нефть добывают не в центре - в регионах. Но маржа отправляется в резервный фонд, и те, кто эти средства зарабатывает для страны, их не видит. "Мы столкнулись с парадоксом, - говорит первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева, - и имеем хороший профицит федерального бюджета при хроническом дефиците региональных. И вопрос надо ставить не как раздербанить эти 35% между 83 субъектами РФ, а что необходимо сделать, чтобы регионы получали необходимое финансовое обеспечение".
К чести регионов надо сказать, что денег как таковых - вот дайте нам, и всё! - они не просили. Регионы хотят и могут зарабатывать сами. Но с системой распределения средств надо что-то делать. Что-то из заработанного должно сразу оставаться на местах. Потому что, если сначала забрать всё, а потом когда-нибудь часть заработанного вернуть, чтобы жизнь в регионе едва теплилась, у региона, муниципального образования или отдельного предприятия нет стимула для развития: минимум и так дадут. "Вот есть налог на прибыль, - говорит Владимир Городецкий, в нем ни рубля, ни копейки не закрепляется за регионом. Так дайте ему возможность распоряжаться хотя бы 1% из этой суммы, и территория сразу будет заинтересована в росте экономики".
"Следует усовершенствовать распределение финансовых ресурсов для создания стимулов увеличивать доходы в бюджет, - считает глава Нерюнгринского улуса Республики Саха (Якутия) Андрей Фитисов. - Необходимо внести изменения в налоговое и бюджетное законодательство, которые соответствовали бы полномочиям органов местного самоуправления, в противном случае возникает дисбаланс между расходами и доходами территорий. Для восстановления этого баланса необходимо оставлять муниципалитетам до 10% транспортного налога, налога на имущество, добычу полезных ископаемых, увеличить отчисления от НДФЛ с 30 до 50%". "Согласен с такой постановкой вопроса, - сказал Евгений Примаков, - но при этом необходим будет жесткий контроль расходов региональных бюджетов, потому что коррупция на местах необычайно сильна".
И, разумеется, необходимо помогать тем регионам, которые способны на прорыв. Здесь показателен пример Костромской области, где год назад сменилось руководство. В начале 2012 года просроченная задолженность региона перед федеральным бюджетом перевалила за 1 млрд руб. Но у нового губернатора были идеи, как выправить положение. Попросили поддержки у минфина. "Вы сначала себя проявите, а потом и мы вам поможем", - был ответ. За год задолженность сократили на 70 процентов, нашли инвесторов (сейчас Костромская область на 4-м месте в ЦФО по росту инвестиций). Но эффект от их присутствия проявится через годы, а достойную жизнь людям необходимо обеспечить уже сегодня, те же дороги нормальные построить. Через год пошли снова в минфин - с результатами, проектами, раскладами по будущей выгоде. "Прекрасные результаты, - сообщили чиновники, - вы и сами справляетесь, в том же духе и продолжайте".
Кстати, о дорогах. Нам уже все уши прожужжали про региональные дорожные фонды, которые призваны из "направлений" сделать настоящие автобаны. Но освоить средства РДФ можно только на дороге, поставленной на кадастровый учет. Стоимость же этого процесса в разы превышает размер регионального дорфонда.
Источник: "Российская газета"