В этом году совпало вместе несколько знаковых дат, касающихся местного самоуправления. Двадцать лет назад на всенародном голосовании утверждена Конституция Российской Федерации, закрепившая основные права населения на местное самоуправление. Пятнадцать лет назад Россия ратифицировала Европейскую Хартию местного самоуправления, обеспечившую сохранение в Российском законодательстве важнейших норм, таких как выборность органов местного самоуправления. Десять лет назад принят Федеральный закон «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», прописавший механизмы реализации прав и обязанностей населения и всех уровней публичной власти. |
Под влиянием этих дат Союз городов Центра и Северо-Запада России вышел с инициативой к Комитету Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления о проведении совместного мероприятия, посвященного промежуточным итогам реформы местного самоуправления. Инициатива была поддержана, и 29 марта в городе Владимире состоялся выездной семинар-совещание Комитета ГД и Союза городов Центра и Северо-Запада России на тему: «Основные итоги реформы местного самоуправления, активизация участия населения в осуществлении местного самоуправления, развитие территориального общественного самоуправления». Эта же тема стала первым вопросом годового отчетного Собрания Союза городов Центра и Северо-Запада России.
Открывая семинар-совещание, Виктор Кидяев отметил значимость мероприятия с учетом участия руководителей исполнительных и представительных органов местного самоуправления городов Союза, руководителей и депутатов Законодательного Собрания и руководителей муниципальных образований Владимирской области, представителей федеральных органов государственной власти, ученых, экспертов и журналистов. В своем выступлении он еще раз обратил внимание на главную проблему – недостаточную бюджетную обеспеченность муниципальных образований. Налоги, на которые могут влиять органы местного самоуправления должны зачисляться на местный уровень. В частности, налоги от малого и среднего бизнеса. Планируемая отмена федеральных льгот по местным налогам должна пополнить муниципальные бюджеты на 190 млрд. рублей. Территориальное общественное самоуправление Виктор Кидяев назвал самой массовой и гибкой формой самоорганизации населения. Содействуя росту активности граждан, Государственная Дума в конце 2011 года снизила норму представительства на собраниях ТОС с 1/2 до 1/3. У граждан не должно складываться впечатление, что их влияние на работу муниципальной власти состоит только в участии в выборах. Нужно искать новые формы участия граждан в подготовке и принятии муниципальных решений. Граждане должны знать, что их слушают и слышат.
Председатель Законодательного Собрания Владимирской области Владимир Киселев поддержал Виктора Кидяева в вопросе недостаточной обеспеченности муниципальных образований и подтвердил, что часто бывает, когда полномочия местному самоуправлению дают, а финансы потом могут дать, а могут и не дать, или дать не в полном объеме.
Президент Союза городов Центра и Северо-Запада России, Мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев выразил благодарность Виктору Кидяеву за проведение совместного мероприятия и исполнительным директорам других межрегиональных ассоциаций за участие, что позволяет говорить о том, что вопрос рассматривается не только муниципальными образованиями Центра и Северо-Запада, но и коллегами из Сибири и Дальнего Востока, Урала и Поволжья. Юрий Бобрышев отметил, что цель ФЗ-131 – приблизить власть к населению. Закон очень нужен, закон живой, претерпевает много изменений. Объем полномочий таков, что сложно все выполнить, но сокращать полномочия не надо. Бобрышев акцентировал внимание на так и не решенной проблеме с полномочиями по контролю за соблюдением правил благоустройства и поделился опытом Великого Новгорода о создании и работе, так называемых, мини-мэрий для работы с ТОС и населением.
Директор Департамента развития, комплексной оценки деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправления Министерства регионального развития Елена Кодина в начале своего выступления отметила эффективность обсуждения важнейших проблем на площадках межрегиональных союзов и ассоциаций муниципальных образований и выразила благодарность Виктору Кидяеву за проведение совместного совещания с Союзом городов Центра и Северо-Запада России. Кодина проинформировала собравшихся, что в период 2006 – 2011 годов совокупные доходы местных бюджетов увеличились почти в 2 раза (с 1.52 до 2.96 трлн. руб.). Однако, состояние местных бюджетов, по-прежнему, характеризуется структурной несбалансированностью доходных источников и расходных обязательств. С 2008 года Министерством ведется работа по оценке эффективности деятельности органов управления. В 2012 году перечни показателей были существенно сокращены – с 32 до 13 основных и с 76 до 27 дополнительных показателей. Дополнительно вводится система оценки населением руководителей местного уровня по 3 основным направлениям, характеризующим удовлетворенность населения организацией транспортного обслуживания, качеством автомобильных дорог и жилищно-коммунальными услугами. Елена Кодина призвала руководителей органов местного самоуправления поучаствовать в доработке законопроекта об упорядочении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления. Сейчас 22 федеральных органа власти имеют 40 контрольных полномочий в отношении органов местного самоуправления.
Исполнительный директор Союза городов Центра и Северо-Запада России Александр Васильев представил собравшимся доклад об итогах информационного обмена по теме семинара-совещания. В информационном обмене приняли участие 22 муниципальных образования из 12 субъектов Российской Федерации Северо-западного и Центрального федеральных округов. По вопросу разграничения полномочий 7 из 22 муниципальных образований не видят избыточных (несвойственных, не целесообразных для реализации) полномочий в общем списке вопросов местного значения ФЗ-131, при этом 9 муниципальных образований не считают необходимым расширять список вопросов местного значения. Наиболее часто встречаются предложения передать на уровень органов государственной власти субъектов РФ полномочия по профилактике терроризма и экстремизма (7 ответов), по охране общественного порядка, обеспечению помещениями и жильем сотрудников полиции (5), по гражданской обороне (4), по безопасности на водных объектах (4), по финансовому обеспечению общедоступного дошкольного образования (3), по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (3).
Довольно полными и развернутыми оказались ответы на вопрос о реализации прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения. Это создание условий для развития туризма (10 МО), оказание поддержки объединениям инвалидов (7), опека и попечительство (5), ремонт общего имущества многоквартирных жилых домов, перевод на природный газ (практически все города), осуществление мероприятий по закону о донорской крови (3), социальная помощь отдельным категориям граждан (4), создание муниципальной пожарной охраны, создание музеев городского округа, временное трудоустройство несовершеннолетних, поддержка профессионального спорта, отлов безнадзорных животных (по 1-3 МО).
Таким образом, в реальной жизни, муниципалитеты выполняют значительно больше работы, чем очерченный для них законом свод вопросов и полномочий. Часть из них финансируется из других источников, даже если не произошло предусмотренное законом делегирование. Значительная часть финансируется из муниципального бюджета.
Из 22 муниципальных образований в 16 в той или иной степени действует территориальное общественное самоуправление. В 12 муниципальных образованиях организации ТОС действуют без образования юридического лица и зарегистрированы органами местного самоуправления. В Архангельске, Вологде, Калининграде и Нарьян-Маре действуют, соответственно, 4, 1, 5 и 1 организаций ТОС с образованием юридического лица и имеющих государственную регистрацию как некоммерческие организации.
По охвату населения работой ТОС лидируют Рыбинск – 87%, Ярославль – 85%, Владимир – 43%. В нескольких городах охват составляет – 20-30 процентов. В 6 муниципальных образованиях – менее 5 %.
Почти все участвовавшие в информационном обмене эксперты наиболее серьезную проблему при организации деятельности ТОС связывают с позицией населения. Справедливости ради, надо заметить, что органы местного самоуправления не снимают и с себя ответственности за недостаточное развитие институтов ТОС.
За 10 лет действия закона 4 муниципальных образования пытались проводить референдумы. Референдумы состоялись лишь в 2-х муниципальных образованиях.
В Северодвинске жители приняли решение о создании муниципального образования и утверждении его Устава. В Великоустюгском муниципальном районе по итогам референдума проведено объединение двух муниципальных образований – сельских поселений. При этом 8 других попыток по объединению поселений в Великоустюгском районе не нашли поддержки у населения. Референдумы состоялись, но жители высказалось против объединения.
По одной неудачной попытке проведения референдумов в опыте Великого Новгорода и Пскова. В обоих случаях на референдум выносился вопрос о способе избрания Главы муниципального образования. Явка избирателей была значительно ниже установленной законом нормы в 50%.
Не было в городах и попыток проведения голосования по отзыву депутата. Это явно свидетельствует, что норма закона мертворожденная и требует пересмотра (если законодатель хочет ее реализации).
Вопросы преобразований затронули далеко не все муниципальные образования. Все имевшие место случаи были изложены в докладе с указанием сути, целей, инициаторов, результатов.
Информационный обмен продемонстрировал, что на практике не все получилось с реализацией Концепции разграничения полномочий 2002 года продекларировавшей, что решение публичной властью стоящих перед ней задач должно осуществляться на том уровне власти, который способен сделать это наиболее рационально, прежде всего, с точки зрения доступности социальных услуг.
Если 10-15 лет руководители органов местного самоуправления буквально бились за полномочия (в основном от осознания, что люди все равно с них будут спрашивать), то сегодня руководители больше обеспокоены ресурсной обеспеченностью существующих полномочий.
Муниципальные образования Союза городов Центра и Северо-Запада России ведут большую работу по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения, по которым законом предоставлено право на их решение. Это создание условий для развития туризма, оказание поддержки объединениям инвалидов, опека и попечительство, ремонт общего имущества в многоквартирных домах, вопросы донорской крови, социальной помощи, создания муниципальных музеев и другие.
Основной вывод – необходимо на законодательном уровне сократить объем внесения изменений в перечень вопросов местного значения и полномочий органов местного самоуправления и больше внимания уделять обеспечению соответствия финансовых источников закрепленным полномочиям.
Уровень развития территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях СГЦСЗР нельзя назвать высоким. Нет заметного роста в последние годы. Не просматривается и тенденция к бурному развитию.
Жители городов сегодня больше привыкают к исполнению обязанностей собственников в своих многоквартирных домах. Когда не решены конкретные проблемы в своем подъезде, в своем дворе, когда нет полной ясности с цифрами в ежемесячной квитанции квартирной платы, трудно думать об активизации общественной жизни в микрорайонах или иных территориальных объединениях.
К сожалению, развитие законодательства не увязало эти два процесса. Без системного пересмотра законодательства вряд ли можно ожидать прорыва и в активности населения, и в деятельности органов местного самоуправления по содействию развитию общественного самоуправления.Среди причин, препятствующих активизации населения в осуществлении местного самоуправления, в ответах на вопросы этого раздела лидируют - неверие в возможность повлиять на принимаемые решения, безразличие, сложность проведения процедур.
Глава города Владимира Сергей Сахаров выступил с докладом «Гражданское участие в местном самоуправлении: формы реализации». На территории города Владимира работают 47 Комитетов территориального общественного самоуправления, то есть примерно один комитет территориального общественного самоуправления покрывает район с численностью 7,5 тыс человек. Для работы КТОС предоставлены муниципальные площади с прямой доступностью, нежилые помещения уже переведенные из жилых, в домах, обычно на первых этажах, 2-х, 3-х комнатные квартиры, где созданы все условия для работы с общественностью. Вопросы, которым уделяется особое внимание в комитетах территориального общественного самоуправления, это – вопросы ЖКХ. За два года колоссальное количество собраний было проведено на эту тему, по постановке общедомовых приборов учета, о создании советов многоквартирных домов, о взаимодействии с управляющими компаниями. Вопросы развития ЖКХ, тарифного жилищно-коммунального хозяйства за последние два года занимали наибольшее внимание. Что касается дополнительных, необязательных, публичных слушаний, то еще более года назад Городской Совет и Администрация города Владимира объявили общественности о проведении публичных слушаний на тему: «Стратегия города Владимира». Была активная фаза обсуждения, общественность решила, что она сама готова участвовать в разработке Стратегии города Владимира. Еще одна форма работы – создание общественных Советов. Они созданы как при Главе города, так и при Главе администрации по различным направлениям жизнедеятельности муниципального образования. Во Владимире работают и молодежный парламент, и молодежное правительство. Что очень важно, молодым ребятам дана возможность распоряжаться бюджетными деньгами. В завершении Сергей Сахаров озвучил новое направление: «Мы хотели бы развивать общественные формы контроля за самими собой с привлечением общественности и молодежи».
Заместитель Главы города Вологды Любовь Фомичева выступила с докладом «ТОС в системе социальных инноваций». Проблему несовпадения ожидания граждан с реальностью в Вологде решают путем объединения социально-активных горожан, общественных организаций и городского бизнес-сообщества. Для этого создана система городских публичных проектов, таких как «Цветущий город», «Город профессионалов», «Молодежные трудовые бригады», «Здоровый город», «Спартакиада школьников «Дорога в Сочи», «Город детства», «Забота» и другие. Как показывает опыт, организоваться в самоуправляемые объединения самостоятельно люди не могут. Им, как минимум, необходима юридическая и методическая помощь. Поэтому администрация Вологды уже несколько лет ведет активную работу по созданию комитетов территориального общественного самоуправления, так называемых ТОСов. Не осталось практически ни одной территории, где бы не работал ТОС. Люди объединяются в общественную организацию, начинают работать над проблемами, которые их волнуют.
Помимо качественных преобразований городской среды, работа ТОСов имеет очень важное значение для построения сильной горизонтали власти. Она помогает добиться равноправия и взаимопонимания между жителями и городскими властями.
Мы считаем, что современный город – это, прежде всего, город, где налажено взаимопонимание между участниками системы. Где горожане не просто ждут помощи от властей, а сами ставят цели и предлагают варианты их реализации. А городская власть, безусловно, поддерживает их инициативы.
Среди выступлений по обсуждению докладов выделим выступление заместителя председателя Рыбинского муниципального Совета Александра Соколова об опыте жителей города по отстаиванию статуса городского округа.По итогам обсуждения в решение вошли пункты о необходимости учитывать при дальнейшем совершенствовании законодательства:
- в вопросе разграничения полномочий – приоритета ресурсной обеспеченности закрепленных полномочий над сложившейся практикой перекидывания полномочий между уровнями без достаточных обоснований и механизмов реализации;
- в вопросе развития территориального общественного самоуправления – необходимости комплексного пересмотра законодательства с обеспечением взаимосвязи процессов управления многоквартирными жилыми домами с территориальным общественным самоуправлением, с упрощением организационных процедур и определением финансовой поддержки;
- в вопросе активизации участия населения в местном самоуправлении – законодательного обеспечения большей доступности для населения в реализации предусмотренных законом форм участия (референдумы, опросы, конференции, слушания и др.)
Собрание Союза городов Центра и Северо-Запада России рассмотрело Заявление города Смоленска о вступлении в Союз городов. Единогласным решением Смоленск принят в Союз городов Центра и Северо-Запада России.
Отчетный доклад о работе Союза городов Центра и Северо-Запада России за 2012 год был представлен в форме слайд-фильма. Отчет вызвал большой интерес, Виктор Кидяев поблагодарил Союз за большую и полезную работу. Дополнительно был заслушан содоклад о деятельности секции молодежной политики (Игорь Яковлев – Великий Новгород). Заслушав доклад ревизионной комиссии, Собрание признало работу Президента, Правления и исполнительной дирекции соответствующей уставным целям и задачам Союза, решениям Собрания.
На Собрании был утвержден план работы на 2013 год. Вице-президентом Союза избран Глава города Иванова Вячеслав Сверчков. В состав Правления избран Глава города Владимира Сергей Сахаров.
Источник: Исполнительная дирекция СГЦСЗР